На линии – телефонные аферисты

Телефон сегодня есть у каждого и в каждой квартире, а это значит, что у телефонных мошенников еще есть шанс обогатиться за счет доверчивых граждан. Казалось бы, в средствах массовой информации исписано столько статей, снято столько телеперадач на тему телефонного мошенничества, о мерах безопасности, что пора бы знать, как себя вести. Однако, до сих пор находятся наивные люди, готовые «спасать» якобы попавшего в беду родственника по первому звонку сомнительных личностей. Как же вести себя, если на ваш телефон тоже поступит звонок, с просьбой перевести деньги и таким образом «вытащить» из передряги, попавших в беду родных? Что предпринять в первую очередь? На эти вопросы мы попросили ответить Д.Жиренбаеву, прокурора по надзору за законностью в сфере ПС и СУ по г.Сатпаев УКПСиСУ по Карагандинской области.

– Начнем беседу со статистических данных. Сколько всего было зафиксировано фактов телефонного мошенничества в этом году?

– К сожалению, фактов мошенничества становится все больше. Наблюдается тенденция роста. По сравнению с прошлым годом рост числа телефонного мошенничества составил 20,4%, всего на первый квартал т.г. по республике зарегистрировано 9067 преступлений. Согласно статистическим сведениям, если в прошлом году совершили преступление 1403 человека, то в этом году 2177 граждан. Из них к уголовной ответственности было привлечено 997 человек, освобождено от уголовной ответственности в связи с прекращением уголовных дел по нереабилитирующим основаниям – 1180 граждан.

– Кто чаще всего становится жертвой мошенников?

– Жертвами преступлений, как правило, становятся пожилые люди, в большинстве случаев женщины. Потерпевшими нередко так же становятся несовершеннолетние, учащиеся, студенты. Здесь особо хочется отметить, что чаще всего люди становятся жертвами своей юридической безграмотности, чем и пользуются мошенники.

– Каким образом мошенникам удается обвести вокруг пальца потенциальных жертв?

– Телефонные мошенники, как правило, работают по двум схемам: либо они присылают смс-сообщение с каким-то текстом, призывающим отправить деньги на специальный номер или позвонить по нему, либо они сами звонят, и, будучи хорошими психологами, уговаривают доверчивых лиц, а чаще всего пенсионеров, заплатить приличную сумму, якобы для «спасения» какого-нибудь родственника. Предполагается, что мошенники сначала изучают круг жертвы. Выясняют телефонные номера близких и родственников, некоторые факты из личной жизни. В процессе разговора они меняют легенду под конкретного человека, что помогает поверить в их слова.

– Как же вести себя, если тревожный звонок все-таки раздался в доме? Каков алгоритм действий в такой ситуации?

– При поступлении подобных звонков надо постараться оттянуть время, необходимое для того, чтобы созвониться с тем родственником, которого, якобы задержали, после этого сообщить о происходящем в полицию. Следует знать, что незамедлительное обращение в полицию помогает не только сохранить денежные средства, но и задержать так называемых «посредников», которые обычно приходят за денежными средствами. Кроме того, хотелось бы призвать граждан более внимательно относиться к работникам служб социального обеспечения, полиции и других служб. Есть несколько мер предосторожности. Открывать дверь только удостоверившись в личности пришедшего работника, и обязательно записывать анкетные данные, указанные в предъявляемых документах.

– А если так получилось, что аферистам удалось обмануть сердобольных граждан? Как следует вести себя в такой ситуации? Многим может быть просто стыдно признаться, что их «развели» на деньги, как модно сейчас говорить.

– Если вы стали жертвой телефонных мошенников, самым лучшим, что можно и следует сделать – это предать огласке то, что произошло. Утерянное имущество или деньги вернуть себе не получится, но за то можно предостеречь других людей от попадания в такую же неприятную ситуацию. Очень важно как можно подробно описать кто звонил, с какого номера, что говорил, и другие самые-самые мелкие детали инцидента.

Айнур Кулашовой.

Комментарии закрыты.