Заочный детский сад реально!

С начала июня этого года на базе ясли-сада №29 «Балдәурен» с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста начато внедрение проекта «Заочный детский сад» на экспериментальной основе, который направлен на работу с родителями, дети которых еще не посещают дошкольные учреждения. Все, что сделано за три месяца с небольшим в разрезе инновационной деятельности коллективом детского сада, представлено в собранных материалах, аккуратно разложенных в методическом кабинете, с которыми я имела возможность ознакомиться при посещении.

Как уже было сказано выше, проект в целом направлен на тесное сотрудничество дошкольной организации с родителями и решение проблем раннего развития детей. Работа «Заочного детского сада» призвана помочь в обеспечении максимального сокращения социальной изоляции семьи, дети которых не посещают детский сад, предоставлении родителям квалифицированной практической и консультативной помощи со стороны специалистов. По словам директора ясли-сада №29 «Балдәурен» Гульмиры Толеубаевны Альменбетовой, для проведения эксперимента с нового учебного года в штатное расписание введена должность методиста по инновациям, которая возложена на Галину Ставицкую, 12 лет отработавшую в данном детском саду методистом. Она же – рулевой дружной команды единомышленников, с интересом и удовольствием взявшихся за новое дело. В том, что Галина Михайловна творческий педагог, сомневаться не приходится, 30 лет из 33 общего педагогического стажа она отдала любимому детсаду, ставшему практически ей родным домом. Даже неописуемой красоты цветы, растущие в клумбах, цветниках и специально приспособленных для них местах, посажены и выращены ее заботливой рукой

– После того, как в городском отделе образования нам сообщили, что в числе 11 детских дошкольных учреждений из 8 городов области наш детский сад «Балдәурен» участвует в проекте «Заочный детский сад», работа закипела,– отметила Галина Михайловна в разговоре со мной.– Раннее детство – это особенный период в жизни ребенка, когда происходит интенсивное созревание клеток головного мозга. Дети не только овладевают речью, но и при создании необходимых условий могут освоить почти всё: научиться слушать, видеть, чувствовать, пробовать и свободно двигаться. Для развития ребенка от 1 года до 3 лет необходима эмоциональная поддержка со стороны ближайшего окружения. В этом возрасте ребенок активно познает мир, и на пути его могут поджидать как позитивные, так и негативные ощущения. Для развития личности ребенка 1-3 лет важно помочь ему переживать неудачи, мотивировать к успеху, поощрять достижения. Мероприятия в рамках проекта «Заочный детский сад» в партнерстве и сотрудничестве должны придать нашему детскому саду «открытость внутрь», сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, а отношения между детьми, педагогами, родителями, –  отвечающими требованиям процесса гуманизации образования.

Все воспитатели, имеющие первую квалификационную категорию, задействованы в реализации данного проекта. Благотворное влияние на микроклимат, который сложился в коллективе детского сада, оказывает, по-видимому, удачный и слаженный творческий тандем в лице первого руководителя учреждения и методиста, в данный момент реализующего не только методическое обеспечение в работе с педагогами, но и осуществляющего умелое руководство экспериментальной площадкой. За летний период проделана большая организационная работа: отработаны и составлены списки детей из числа очередников этого детского сада, проведено анкетирование родителей, пожелавших участвовать в эксперименте «Заочный детский сад», созданы и функционируют при дошкольном учреждении Консультативный пункт и Центр игровой поддержки, обязательные для проведения полноценной работы в рамках социального партнерства в микрорайоне детского сада. На сегодняшний день всего охвачено 48 детей в возрасте от 1 до 3 лет, единственное, что списки можно отнести к категории «плавающих». Разработаны мероприятия с учетом запросов родителей, составлен план работы, дважды прошли встречи для детей с родителями в форме праздников, чтобы маленькие дошколята, выйдя из стен своей квартиры и привычного для общения круга людей, могли без страха и волнения привыкать к совершенно новой для себя обстановке. Запланированы на год мероприятия различной направленности, чтобы каждый смог по своим потребностям найти занятие по душе. В числе других это проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-тренингов и семинаров-практикумов для родителей, развлечений для родителей и детей, игровых практикумов, мастер-классов по графику и согласно плану экспериментальной деятельности.

– Большинство современных родителей знают о важности образования ребенка в раннем и дошкольном детстве, но при этом типичный родитель принимает незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. Драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, не знают особенностей восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Не понимая механизмов развития ребенка, многие родители не прилагают усилий для его осуществления. Для того, чтобы сломать представления большинства родителей о самопроизвольности развития, преодолеть непонимание собственной роли в этом процессе и создан проект «Заочный детский сад», который привлек бы к взаимодействию родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения, – подчеркнула Г.М.Ставицкая. – Мы же в своей инновационной деятельности проводим апробацию и адаптацию развивающих программ и технологий, внедрение практического опыта по различным формам взаимодействия с родителями, разработку презентаций, чтобы родители вместе с детьми имели прекрасную возможность, присутствуя и участвуя в различных мероприятиях, ощутить себя частичкой большого и дружного коллектива детского сада, а детям, к тому же, в игровой форме помочь на первых порах в процессе социализации.

Важно отметить, что уже сейчас, по истечении небольшого промежутка времени, можно говорить о первых успехах в работе. Мне удалось пообщаться с одной из мам, с лета нынешнего года активно посещающих все мероприятия в рамках проекта «Заочный детский сад». Марина Малякова, мама маленького Влада, поделилась своими впечатлениями от первых встреч и праздников, организованных специально для малышей и их родителей творческим коллективом детского сада:

– Я благодарна коллективу детского сада за сотрудничество с нами, родителями малышей. Многие из нас впервые в роли родителей, поэтому в процессе развития ребенка возникает масса вопросов, на которые хочется найти единственный верный ответ, в том числе эмоциональное состояние ребенка, возрастные особенности развития речи малышей, правильное питание, закаливание, формирование характера ребенка и другие, не менее важные, которые по нашему желанию внесены в план работы на предстоящий год. Наши встречи проходят на позитивной ноте, малыши безмерно счастливы и чувствуют себя комфортно и уютно, с интересом участвуя в подвижных играх и от души переживая радостные моменты общения с детьми и взрослыми. Хорошо, что появилась возможность для наших детишек общаться друг с другом и со взрослыми, получая от подобных встреч положительный заряд и первые навыки адаптации в новых для них условиях. Ведь это все поможет им в недалеком будущем с наименьшими эмоциональными потерями влиться в ряды детсадовских воспитанников.

По материалам, собранным в папки, видно, что дружный коллектив единомышленников ясли-сада №29 находится в постоянном поиске новых форм и методов в работе для создания оптимальных условий обучения и воспитания не только воспитанников детского сада, но и малышей и их родителей, участников проекта «Заочный детский сад». Сейчас лишь начало пути. Главное – теперь не только педагоги и психологи, но и родители приходят к пониманию, что вопросы развития и воспитания детей раннего возраста требуют особого внимания и должны решаться своевременно. Маленькие дети хотят, могут и должны учиться всему вовремя: дружить, общаться, понимать других, уметь делать все, соответственно своему возрасту. Поэтому можно наблюдать, что в последнее время растёт число родителей, заинтересованных заниматься своим малышом всерьез, чтобы развитие годовалых и чуть старше детей на ранней стадии протекало без излишних негативных эмоций. Ведь, как доказано светилами от педагогики и психологии, первые годы жизни ребенка – период наиболее интенсивного познавательного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В этой связи родителям неоценимую помощь призвана оказать деятельность «Заочного детского сада». Отметим, что основные задачи эксперимента заключаются именно в расширении знаний родителей в вопросах педагогики, возрастной психологии в различных мероприятиях (семинарах-тренингах, играх, упражнениях), установлении контакта с семьей для оказания практической помощи, популяризации деятельности дошкольной организации среди населения микрорайона.

Айгуль ТУТЕЕВА.

Комментарии закрыты.