Борьба за потребителя набирает новые обороты

В прессе, наверное, сейчас только ленивый журналист не пишет о судебных тяжбах между антимонопольным органом – ДАРЕМ по Карагандинской области и ТОО «Жезказганэнергосбыт» и о борьбе за потребителей между тем же ТОО «Жезказганэнергосбыт» и ТОО «Казэнергоцентр»… Попытался разобраться в сложившейся ситуации и я. Чем больше я разбирался, тем больше запутывался и не мог понять: кто прав, а кто – нет. Действительно, какая-то чехарда и каша образовалась у меня в голове, впрочем как и у жителей Жезказгана и Сатпаева.

Не буду повторять заявления руководителей этих двух энергоснабжающих организаций по поводу своих позиций, озвученных на встречах с жителями и журналистами Жезказгана и Сатпаева. Они были подробно освещены в региональной прессе, в том числе и в «Шарайне».

Из последних новостей, касающихся судебных разбирательств по поводу тарифа ТОО «Жезказганэнергосбыт», 11 мая 2016 года Верховный суд РК удовлетворил ходатайство РГУ «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Карагандинской области» в части мотивированного заключения о снижении цены на тариф, введенного ТОО «Жезказганэнергосбыт» с 1 января, 2015 года – 18,83 тенге за 1квт/час, как до сих пор указывается в квитанциях потребителей.

В прессе это Постановление Верховного суда РК успел прокомментировать заместитель руководителя ДАРЕМ по Карагандинской области Даулет Акилбеков:

– Постановление уже вступило в силу. Таким образом, на сегодняшний день тариф составляет 12 тенге 95 тиын без НДС. Все потребители ТОО «Жезказганэнергосбыт» имеют право требовать перерасчет, начиная с 1 января 2015 года. Потребители могут обращаться в суд или с письмом в компанию – ТОО «Жезказганэнергосбыт». В настоящее время Департаментом проводится плановая проверка деятельности ТОО «Жезказганэнергосбыт», по итогам которой будет вынесено предписание о необходимости проведения перерасчета.

Даулет Акилбеков заверил, что антимонопольный департамент не снимает с себя ответственности и будет добиваться того, чтобы населению вернули их деньги.

– Намерены ли вы компенсировать потребителям за завышенный тариф? – спросил я прямо в телефонном разговоре у заместителя исполнительного директора ТОО «Жезказганэнергосбыт» Константина Рудницкого.

– Если вы читали Постановление Верховного Суда РК, то оно не обязывает нас компенсировать абонентам за оплаченную ими электроэнергию. А вы знаете, что ДАРЕМ сам отменил свое мотивированное заключение о завышенном тарифе? – парировал Константин Васильевич. – Так что, мы будем продолжать в судебном порядке отстаивать свои позиции. Также мы будем в правовом поле отстаивать свои интересы в споре с ТОО «Казэнергоцентр», который вводит жителей Жезказгана и Сатпаева в заблуждение своими действиями, прикрываясь публичным договором между этой компанией и потребителями и нагнетают социальную напряженность в регионе.

Есть у нас претензии и к ТОО «Казахмыс Дистрибьюшн – Предприятию Электрических Сетей, которое на 2016 год определил гарантирующим поставщиком ТОО «Казэнергоцентр», хотя согласно пункту 12 Правил организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке, гарантирующий поставщик электроэнергии определяется из числа энергоснабжающих организаций в составе которого находится большинство бытовых потребителей по сравнению с другими энергоснабжающими огранизациями, в соответствии с зоной ответственности.

В общем, со слов одного из руководителей ТОО «Жезказганэнергосбыт», я понял, что последняя точка в этой энергетической эпопее еще не поставлена. В этой ситуации все зависит от твердой позиции ДАРЕМ. Сможет ли антимонопольный Департамент довести до конца начатое им дело и до победного финала защитить права потребителей.

Об этом же говорит прокурор г.Сатпаев Серик Назарбеков:

– Именно антимонопольным законодательством ДАРЕМ должен защищать права потребителей. Департамент, как уполномоченный государством орган, должен регулировать тарифообразование и конкуренцию между услугодателями. Даже здесь прокуратура по действующему законодательству не может вмешиваться, это – прерогатива антимонопольного органа – ДАРЕМ. Думаю, ДАРЕМ и ТОО «Жезказганэнергосбыт» нужно прийти к какому-то консенсусу и выработать механизмы урегулирования тарифа. Главное здесь, чтобы не пострадали интересы и права простых жителей.

– А к вам сатпаевцы обращались по поводу завышенного тарифа ТОО «Жезказганэнергосбыт»?

– По тарифу нет, а вот по незаконному отключению электроэнергии было уже 20 обращений. В таких случаях, мы рекомендуем населению немедленно обратиться в полицию. Нами дано указание правоохранительным органам оперативно реагировать на сигналы жителей и провести расследование по факту. Если этот факт квалифицируется как самоуправство и хулиганство, то возбуждается дело.

Обращения граждан также мы направляем в местную исполнительную власть – акимат, где я думаю, должны разъяснить сложившуюся ситуацию, права и обязанности граждан, помочь людям сориентироваться в таких форс-мажорных обстоятельствах.

– Похоже, жезказганская ситуация с двумя квитанциями и отключениями повторяется и у нас в Сатпаеве, – говорит заместитель акима нашего города Болатбек Жаксыбаев.– Люди уже обращаются по этому поводу к нам в акимат.

– Здесь можем сказать только одно. Прежде чем переходить от одной энергоснабжающей организации к другой, за месяц до этого письменно предупредите прежнюю энергетическую организацию об отказе использования ее услуг, оплатите полностью использованную электроэнергию и затем переходите в другую энергоснабжающую компанию. В противном случае, скажем, тот же ТОО «Жезказганэнергосбыт» будет считать вас не расторгнувшим договор и требовать оплаты электроэнергии. Отсюда и возникают две квитанции, угрозы отключения и их исполнения. Хотя, по Правилам предостваления услуг, ТОО «Жезказганэнергосбыт» не имеет ни права, ни возможностей отключать абонентов от сети электроэнергии. Это все решается в судебном порядке, – утверждает представитель местной исполнительной власти. На сегодняшний день таковы позиции ДАРЕМ, ТОО «Жезказганэнергосбыт», прокуратуры и городского акимата.

Почему возникают такие конфликтные ситуации в энергохозяйствах Казахстана? Совершенны ли наши законы и Правила, касающиеся регулирования рынка услуг электроэнергии? Об этом в материале «Нужны ли посредники?».

Подготовил Мади АЛЬЖАППАРОВ.

Комментарии закрыты.