«Пятидневка» в школе: «за» и «против»

Вокруг нас обилие тем, актуальных и востребованных на текущий момент, имеющих отношение к различным явлениям, процессам в обществе и требующих взвешенного подхода перед их внедрением в жизнь. Для этого и создается наш клуб любителей дискуссии «Прошу слова!», на заседаниях которого мы планируем обсуждение и рассмотрение вопросов, вызывающих противоречивые мнения, дебаты о плюсах и минусах, чтобы понять, с чем, в первую очередь, связано их появление на повестке дня. Итак, заседание первое:

20160708-18-1

А.Т.: – На заявление в СМИ министра образования и науки РК в одном из своих выступлений годом ранее о том, что с 1 сентября 2016 года в школах республики будет введена пятидневная учебная неделя у первоклассников, реакция представителей педагогической общественности, учащихся и родителей была неоднозначной. До сих пор конкретных действий со стороны работников МОН в отношении данного вопроса не последовало, хотя до начала нового учебного года осталось чуть менее двух месяцев. Надо ли таким образом изменять десятилетиями наработанную систему обучения при большой учебной нагрузке или пятидневная неделя позволит школьникам лучше отдыхать и положительно повлияет на успеваемость, одним словом, плюсы и минусы пятидневки – об этом сегодняшняя дискуссия, организованная по инициативе нашей газеты. В качестве эксперта присутствует руководитель городского отдела образования Берик Акышбеков. В дискуссии принимают участие: заведующая методическим кабинетом горОО Ирина Беткер, директор общеобразовательной школы №16 Кайрат Смайлов, заместитель директора по учебно-методической работе ОШ №7 Балайша Жумабаева, замдиректора по УМР ОШ №27 Руслана Капарова, учитель начальных классов школы-лицея №4 им.Абая Наталья Валанчунайте и учитель начальных классов ОШ №14 Инна Мосунова. Мнения родителей, чтобы быть честными и непредвзятыми, мы решили узнать, заранее проведя на улицах города блиц-опрос: «Что лучше: пятидневка или шестидневка?».

А.Т.: – Ирина Михайловна, как по-вашему, чего больше в себе несет переход на пятидневную неделю обучения: плюсов или минусов?

И.Беткер: – На мой взгляд, проблема даже не в том, сколько дней учится ребенок. А в том, насколько он справляется с существующей нагрузкой. Пятидневка в школе принята во всем мире. Если сравнивать, к примеру, Германию и Казахстан, могу сказать, что погодные условия в начале лета там и тут совершенно неравнозначные. Пять дней в школе вместо шести – это хорошо, но при одном условии: если субботняя нагрузка не упадет на все остальные пять дней недели и расписание существенно не уплотнится. Конечно, ученикам начальной школы в этом смысле проще – у них уроков мало, а вот нагрузка на старшеклассников однозначно будет больше. Например, не по шесть уроков, а по семь. Это дополнительная нагрузка на нервную систему, что может привести к снижению сопротивляемости организма, болезням. От длительного сидения будет страдать и опорно-двигательный аппарат. Дети в школах и так перегружены. У многих садится зрение, наблюдается нарушение осанки, гастриты. Сейчас абсолютно здоровых школьников практически нет. Наверное, выход в том, чтобы, заботясь о здоровье детей, пересматривать учебные программы, возможно, сокращать их.

А.Т.: – А какие предположения у Вас – качество образования изменится в лучшую или худшую сторону?

И.Беткер: – От пятидневки, несомненно, страдает качество обучения. Не может ребенок весь день концентрировать внимание на том, что говорит учитель. Тем более, что многие темы, да и не только темы, а и предметы будут объединены. Что можно усвоить, к примеру, если вместо положенных 2-3 часов в неделю объем изучения предмета будет усечен до 1 часа? Да, практически, ничего.

– Кайрат Кулыбекович, как руководитель учреждения образования, в чем, в первую очередь, Ваши опасения?

К.Смайлов: – В 90-х годах мы уже вводили пятидневку. Но именно те, кто ратовал за это, через какое-то время вернули школу в привычный режим. Оказалось, что редкие семьи занимались детьми: кто-то был занят формированием семейного бюджета, у кого-то много домашних дел, у третьих просто не было желания. В итоге оказалось, что эти два дня дети были предоставлены сами себе. А из школы ушел воспитательный аспект, потому что учителям надо было в первую очередь выполнить учебный план. И это было самым главным доводом для возвращения шестидневной рабочей недели. Как руководитель школы, полагаю, что за счет дополнительного выходного дня возрастет количество правонарушений, так как дети большей частью будут предоставлены сами себе.

Б.Акышбеков: – Вы знаете, дети совершенно спокойно воспринимают учебную субботу. Для них комфортнее сходить на 3-4 урока в субботу, нежели сидеть по восемь в остальные дни недели. Сокращение же количества часов, несомненно, отразится на уровне образования. Начинать реформы стоит не с количества учебных дней, а с качества знаний, которые в эти дни даются. Понятно, что систему среднего образования необходимо обновлять. Об этом говорит и Глава государства, но при этом делает акцент и на том, чтобы не было перебора в экспериментах. Для этого, как было отмечено, нужно лишний раз взвесить, а потом уж и внедрять. Как говорится, доживем до августа, когда пройдут августовские совещания учителей – увидим, что изменится!

А.Т.: – Вот что по этому поводу говорят родители учащихся:

Наталья, домохозяйка: – С одной стороны, я – за пятидневку. Ведь когда по субботам дети вынуждены идти в школу, а у родителей выходной, это в какой-то мере несправедливо. Два выходных – это, конечно, более полноценный отдых. Но меня здесь беспокоит вот какой момент: сумеем ли мы, родители, эти два выходных дня организовать таким образом, чтобы они прошли с пользой для интеллектуального и физического развития ребенка?

Асель, предприниматель: – При «шестидневке» у школьников фактически нет выходного дня, так как и в воскресенье они вынуждены выполнять домашние задания. А за излишнюю загруженность детей и отрыв их от семьи впоследствии приходится расплачиваться не только самим ученикам, но и всему обществу. Мое личное убеждение таково.

Галина, продавец: – Для меня важно, чтобы мои дети выходные дни проводили со мной. Мы можем провести время на свежем воздухе, катаясь на лыжах, санках, как угодно. Естественно, для нас, родителей, лучше, если и в субботу, и в воскресенье дети будут в нашем распоряжении. В будние дни время моих детей расписано до восьми часов вечера. Они успевают и учить английский язык, и заниматься на различных факультативах, так что ничего не потеряют, если не будут учиться в субботу. У нас, ведь, в отличие от Астаны или Караганды, буквально некуда вывести детей.

Сергей, работник ТОО «Корпорация «Казахмыс»: – К концу недели дети похожи на выжатый лимон! Шестидневка плохо влияет на здоровье детей. Из-за ослабления иммунитета усиливается риск ОРЗ и других заболеваний. Из-за недостатка общения с родителями и отдыха страдает нервная система. Если при 5 рабочих днях дети успевают далеко не все, а тут 6. Шестидневку жизненно важно отменить! Даже у многих взрослых пятидневная рабочая неделя, чем же наши детки так провинились, что у них отобрали свободное время и право на отдых.

– Как видите, большинство родителей и учащиеся сами высказываются «за» пятидневку, а Вы говорите…

К.Смайлов: – Что касается отношения к пятидневке родителей и учащихся – это спорный вопрос, но однозначно могу сказать: радость от введения пятидневной учебной недели сменяется недоумением и недовольством, когда становится ясным, что за всем этим следует сокращение летних каникул, плюс время нахождения в школе в течение учебного дня увеличивается. Не секрет, не все наши родители стараются создать необходимые условия для своих детей, заниматься с ними, вместе с пользой для здоровья и развития проводя свободное время. Суббота будет для детей в большинстве случаев временем, когда ребенок будет без присмотра.

И.Беткер: – Представляете, получается, что при пятидневке субботние занятия перейдут на остальную неделю. Вместо 4-х уроков в начальной школе будет 5 или 6. Как интересно родители смотрят на это?!

К.Смайлов: – Еще раз повторюсь: мы пробовали уже перейти на пятидневку. Это новшество не прижилось. С одной стороны, это так хорошо – быть 2 дня дома. Но с другой стороны, мы столкнулись со следующими проблемами.

Во-первых, программа остается та же самая, следовательно, уроки субботы разбросали на другие дни. Во-вторых, не всем родителям выгодно, чтобы их дети были дома, особенно неблагополучным семьям, где дети брошены на произвол семьи. Учителям приходилось идти в субботу в школу, чтобы «развлекать» детей. Но так как дети в этот день «отдыхают», такие дети в школу не приходили, а время проводили на улице, чаще всего попадая в неприятные ситуации. И потом, как часто бывает на практике, детские сады по субботам не работают, у родителей – свои планы, и старшие дети сидят с младшими сестрами и братьями.

А.Т.: – Берик Базылович, Вы с недавнего времени являетесь руководителем отдела образования, возглавляя образовательную сферу города. Как главный учитель города, как относитесь к предстоящим в новом учебном году новшествам, связанным с переходом на пятидневный режим обучения первоклассников?

Б.Акышбеков: – Вероятно, к вопросу продолжительности обучения надо подходить дифференцированно. Если дети находятся в школе и послеобеденное время, то лучше, наверное, перенести им часть уроков на субботу. Но при этом при составлении программы обучения надо обязательно учитывать мнение специалистов. Могу прокомментировать этот вопрос сразу с двух точек зрения. Для родителей, конечно, удобнее пятидневная учебная неделя. Аргументировать это можно по-разному – ребёнку нужен отдых, восстановление, родителям не нужно вставать утром в субботу. Есть иная точка зрения. У нас настолько плотная образовательная программа, что перераспределение количества часов с шести на пять дней может привести к повышению нагрузки на школьников до критической.

Как я к этому отношусь? Да, появляется еще один свободный день, но домашнего задания будет больше, и, соответственно, нагрузка на учеников больше.

А.Т.: – По утверждениям медиков, сегодня школьники испытывают огромные нагрузки на костно-мышечную систему и на зрение. Думаю, корректировка школьной программы и объёма домашних заданий в соответствии с подобным разделением могла бы снизить общую нагрузку без потери качества образования и позволила бы спокойно отказаться от шестидневки. Составление расписания в школе – целая наука. Интересно узнать отношение к вопросу перехода к пятидневке наших уважаемых замдиректоров, кто вплотную занимается школьной нагрузкой.

Б.Жумабаева: – Шестидневка позволяет распределить нагрузку по урокам более щадяще, чем пятидневка, при том же объеме предметов и часов (хотя остается проблема одного выходного). Два выходных – это, конечно, здорово, но при том объёме часов и предметов, которые есть сейчас в программе, приходится «занимать» и субботу. При составлении расписания это учитывается следующим образом – более легкое расписание в субботу, по сравнению с другими днями (или какой-то другой день более легкий, чем все остальные, но это реже). Главное, пятидневка не означает, что суббота станет выходным днем. Суббота, так называемый шестой школьный день – день, в который работают школьные кружки, проводятся воспитательные мероприятия. Так что и дети, и учителя не освободятся от шестого дня в неделю. Просто, дети будут отлынивать посещение дополнительных занятий. Далеко не все горят желанием приходить в выходной в школу.

И.Беткер: – В младшей школе установлено стандартное количество часов, которое отводится на изучение школьной программы. Эти часы при необходимости спокойно помещаются в пять учебных дней. Но в гимназии – да и в любой школе, где желают углублять программу – есть необходимость и возможность использовать дополнительные учебные часы. Да, нагрузка на детей возрастает, но если есть потребность заниматься углубленным изучением определенных предметов, при минимальном количестве основных учебных часов эту потребность реализовать невозможно. Если дополнительные часы распределять по пяти дням недели, дети будут получать слишком большой объем информации за один отрезок времени. На мой взгляд, это тяжелее, чем давать тот же объём за шесть дней.

К.Смайлов: – Более равномерное распределение нагрузки позволяет детям не переутомляться в течение всей недели. При организации пятидневки суббота все равно будет выпадать – только этот день будет уходить не на уроки, а на то, чтобы восстановиться после напряженной учебы в течение предыдущих пяти дней. И воскресенье остается на отдых. Поэтому, по моему мнению, обязательный переход на пятидневку лишит жизнь младшего школьника, учащегося в гимназиях и подобных им школах, необходимой размеренности, и это негативно отразится на их психологическом состоянии, а значит, и на успеваемости.

Р.Капарова: – Вы знаете, с одной стороны, пять дней вместо шести лучше. Но, с другой, как учитель могу утверждать, что обучение в июне будет носить формальный характер. Даже в следующем году, разве будут первоклассники учиться, когда после 25 мая все уйдут на каникулы. Сами же родители будут недовольны. Летом дети учиться нормально, с полной самоотдачей не будут из-за жары, отпускного сезона родителей. И потом, если введение пятидневки будет происходить за счет увеличения учебного года, то это обязательно скажется отрицательно на качестве знаний. Если говорить в целом по школе, уверена, пятидневная учебная неделя не позволит освоить в полном объеме действующие учебные планы, особенно в классах с углубленным изучением отдельных предметов, а «уплотнение» расписания уроков невозможно из-за отсутствия свободных классов в зданиях школ. В свою очередь, увеличение учебной нагрузки неминуемо повлечет за собой физическое и психическое переутомление обучающихся.

А.Т.: – Детям тоже надо отдыхать, да и учителям лишний выходной не помешает. Наши первоклассники, как говорят многие из моих знакомых, загружены до предела, а ведь дети должны играть и встречаться с друзьями, это часть их жизни. Не хочется, чтобы детство им запомнилось только тем, что они бегут из школы домой, обедают, бегут на секцию, потом уроки и спать. А что учителя начальных классов думают об этом нововведении, которое в скором времени станет обычным явлением в школах?

И.Мосунова: – Безусловно, с введением пятидневки ученики, ровно так же, как и учителя, получат право на 2 законных выходных. Учителя в этом случае получат больше времени на проверку контрольных, заданий, подготовку методических пособий и разработку уроков. Ученики же получат время для самостоятельной подготовки, отдыха. Но не стоит забывать, что увеличится нагрузка на ребенка в течение дня. Объединяя предметы, лишаем детей возможности в полном объеме учиться рисовать, заниматься уроками труда, музыки, хотя это тоже немаловажно. Навыки работы на данных уроках детям крайне необходимы. Уже сказывается сокращение количества уроков познания мира в 1 классе (1час за счет введения английского языка) – дети воспринимают несерьезно данный предмет, знания очень слабые из-за того, что при изучении тем приходится объединять, чтобы уложиться в программу. Еще один минус в том, что у большинства родителей шестидневная рабочая неделя, и дети в субботу будут сами по себе.

А.Т.: –Получается, будет пятидневная система обучения значит меньше часов – меньше зарплата. Будет лишний выходной – больше правонарушений, большая часть детей и так слоняется. Так все же, что лучше: пятидневка или шестидневка?

Н.Валанчунайте: – Хочу представить вниманию положительные и отрицательные стороны этого процесса. К позитивным моментам относится увеличение промежутка отдыха до 2-х дней, появление дополнительного времени на саморазвитие, общение с родителями, занятие спортом. Но прежде чем вводить пятидневку, надо задуматься над тем, готовы ли родители не просто оставить ребенка в субботу дома, а полноценно использовать это время для его развития. Не факт, что все родители поведут своих детей в спортивные секции и кружки. Многие дети могут остаться предоставленные сами себе. Учебная нагрузка одного учебного дня возрастет. Если уменьшить количество часов или интегрировать предметы, то смогут ли дети усвоить большой объем информации даже при применении самых инновационных технологий? А еще, нужно научиться правильно использовать свободное время, научиться работать самостоятельно очень важно для детей и родителей.

 

А.Т.: – Подводя итог нашему заседанию, хочу поблагодарить всех, кто откликнулся на нашу просьбу и принял активное участие в дискуссии. Как всегда это бывает в подобных ситуациях – мнения разделились…

Одни рады лишнему выходному, другие говорят о лишней нагрузке на неделе. Короче, всем не угодишь. Никогда. Что из этого выйдет, будет ясно, как минимум, через год, к концу 2016-2017 учебного года. В одном я уверена: если у кого-то из учеников есть склонность к правонарушениям, то она проявится независимо от пятидневной или шестидневной учебной недели, если человек не учится, он не будет учиться хоть пять, хоть шесть дней в неделю. Насчет себя – помню, что не любила я ходить в школу в субботу. С точки зрения сохранения здоровья детей, свободные выходные – это необходимость. Но если из-за одного дополнительного выходного потом уроки растянутся до половины лета, то это уже менее радостная картина. В 1-м классе еще ничего, а как дело будет с летними каникулами обстоять потом, в средних и старших классах? Честно говоря, это волнует не меньше. Следует так же иметь в виду, что родители обязаны четко выполнять родительские обязанности, заключающиеся не только в том, чтобы одеть, обуть и накормить, но и в том, чтобы способствовать росту ребенка – духовному и физическому. И освободившийся субботний день на неделе должен стать в каждой семье днем общесемейных ценностей, общения, занятия спортом и активного отдыха на лоне природы. Но так ли это? Я, лично, сомневаюсь…

Заседание клуба провела Айгуль ТУТЕЕВА. Фото автора.

Комментарии закрыты.