Нужна иная площадка диалога

Страсти вокруг света, т.е. вся эта эпопея конкурентной борьбы между двумя энергоснабжающими компаниями продолжилась 18 июля во встрече с потребителями Сатпаева в актовом зале школы-лицея №4. В этот день сатпаевское представительство палаты предпринимателей «Атамекен» попыталось, собрав представителей ТОО «Жезказганэнергосбыт», ТОО «Казэнергоцентр» и ТОО «Казахмыс Дистрибьюшн» – ПЭС, цивильно прояснить ситуацию и призвать «игроков» на рынке энергетики вести здоровую конкуренцию.

Если говорить коротко, отбросив все эмоциональные выступления простых граждан по поводу двух квитанций и процедур перехода от одной компании к другой, на встрече представители энергоснабжающих организаций – Константин Рудницкий, заместитель исполнительного директора ТОО «Жезказганэнергосбыт» и Алена Бекилдекова, начальник абонентского участка ТОО «Казэнергоцентр» г.г.Жезказган и Сатпаев вели себя на встрече вполне корректно, не обвиняя друг друга и стараясь не накалять обстановку.

На встрече присутствовали и представители местной исполнительной власти, общественности: зам.акима города Б.Жаксыбаев, председатель общественного совета М.Мадиева и председатель Ассоциации предпринимателей г.Сатпаев А.Турлыбек.

В начале директор Сатпаевского представительства палаты предпринимателей Б.Әбен дал толкование статей Гражданского Кодекса РК, касающихся процедур вхождения в рынок и взаимоотношения энергетических компаний с потребителями. По действующему законодательству договор между услугодателем и потребителем является публичным и его обнародование не является обязательным, но потребитель вправе заключать с услугодателем индивидуальный договор.

Затем и Рудницкий, и Бекилдекова попытались выступить и ответить на вопросы собравшихся жителей Сатпаева. Но, к сожалению, у наших граждан опять возобладали эмоции, и они с мест, перебивая друг друга, устроили словесные перепалки.

Ситуацию постарался прояснить и представитель «Казахмыс Дистрибьюшн» – технический директор ПЭС Х.Игибаев. Из его выступления стало более-менее ясно, почему в июле месяце у сатпаевцев появились две квитанции. Здесь надо прояснить, что главным игроком на рынке электроэнергии является поставщик – передающая организация. А им в нашем регионе считается ТОО «Казахмыс Дистрибьюшн» – ПЭС. Именно он выбирает энергоснабжающую организацию и продает ему объем энергии, предназначенный как физическим, так и юридическим лицам.

В июне месяце в Сатпаеве так сложилось, что ТОО «Жезказганэнергосбыт» задолжал ПЭС за электроэнергию, и ПЭС передал весь объем электроэнергии по бытовым потребителям другой компании – ТОО «Казэнергоцентр». Отсюда в июле появились две квитанции у жителей Сатпаева. И тут есть вина энергопередающей организации – ПЭС. Долги «Жезказганэнергосбыт» перед ПЭС накопились не первый месяц, и им надо было решить все юридические нюансы в правовом поле – через судебную процедуру. Но ПЭС взялось за этот юридический процесс поздно, после того, как передало объем электроэнергии «Казэнергоцентру». Тем временем, «Жезказганэнергосбыт», не лишенный юридически права энергоснабжения, так же продолжал выполнять свои договорные обязанности перед потребителями. В итоге создалась нездоровая конкуренция между двумя компаниями и ажиотаж вокруг двух квитанций и перехода от одной организации к другой. Но откуда было знать всех этих тонкостей простому потребителю, да и незачем ему это знать. Ему главное знать – кому по закону надо платить подешевле и чтобы услугодатель был честным и вовремя поставлял электроэнергию.

В этой ситуации самым благоразумным и оптимальным будет то, что предложил умудренный жизненным опытом наш почетный гражданин города, председатель Ассоциации предпринимателей Сатпаева А.Турлыбек.

– Не надо постоянно собирать народ и будоражить его, тем более, в это неспокойное время, когда по стране объявляются разные уровни террористической угрозы, – сказал Алаш Мыркалович. – Руководству компаний ПЭС, «Казэнергоцентра» и «Жезказганэнергосбыта» надо встретиться без населения города на площадке диалога и решить свои дальнейшие действия посредством уполномоченного органа – ДАРЕМа ( антимонопольного комитета) или же через судебные органы. Все это должно быть в правовом поле.

В любом случае, раз у нас пока на рынке электроэнергии две компании, то должна быть здоровая конкуренция, которую надо проводить честно, юридически грамотно и опять же, не в ущерб простому потребителю. И как сказала М.Мадиева на встрече, работники абонентских отделов двух компаний должны уметь грамотно разъяснить, как правильно поступать в той или иной ситуации и принять правильное решение, которое не должно ущемлять права простого жителя нашего города.

Мади Альжаппарова.

Комментарии закрыты.