Дилемма: автошколы или спецЦОНы?

В этом году вступили в силу новые правила получения прав на вождение автомобиля. Теперь для получения водительского удостоверения категорий «А» и «Б», необязательно обучаться в автошколах, можно будет самостоятельно изучить Правила дорожного движения (ПДД), освоить навыки вождения, сдать экзамен на права в спецЦОНах.

В обществе и средствах массовой информации идут дискуссии по поводу того, что лучше: автошколы или спецЦОНы? Попытались и мы в дискуссионном клубе «Шарайны» организовать «круглый стол» по этой актуальной теме, увязав ее с нашим городом. Заранее пригласили представителей дорожной полиции местной полицейской службы, производственно-технического учебного центра «Отан» Сатпаевского филиала ОО «Союз автомобилистов РК», Сатпаевского филиала РГП «ЦОН», простых водителей Сатпаева. К сожалению, представители вышеназванных госорганов и союза автомобилистов проигнорировали наше приглашение к «круглому столу». И поэтому нам не удалось отразить спор мнений на страницах газеты. Мы все же хотим поднять эту проблему, в надежде, что найдутся те, кто пожелает высказать свое мнение в «Шарайне» по поводу нововведения в получении водительского права. Хотелось бы также услышать различные точки зрения о нынешних взаимоотношениях всех участников дорожного движения, которые отражаются на росте дорожно-транспортных происшествий, гибели людей, на способах получения прав.

Все взаимосвязано в этом мире. Взаимосвязь есть, в нашей обсуждаемой теме, между подготовкой или неподготовленностью владельцев автомашин и уровнем аварий на дорогах. Это касается и казахстанских участников дорожного движения. По статистике, Казахстан входит в число стран, где высокий уровень гибели людей в ДТП: 30 человек на 100 тысяч населения. Ежегодно на дорогах страны погибают свыше 3 тысяч человек и около 17 тысяч получают увечья. Известны и причины этой печальной статистики. Это – частые нарушения правил дорожного движения, чрезмерное увеличение количества транспорта на дорогах, плохое состояние дорог, вождение в нетрезвом виде, падение общей культуры водителей, легкость получения прав на вождение посредством кумовства и сватовства, коррумпированности ответственных лиц, в чьих руках находится система выдачи водительских удостоверений.

Именно сторонники получения прав через спецЦОНы утверждают, что это нововведение поможет в борьбе с коррупцией. Вот что говорит представитель республиканского ЦОНа Ерлан Шуренов: «Самостоятельная подготовка, наоборот, упрощает процедуру выдачи водительского удостоверения и сокращает административные барьеры, то есть исключает коррупцию.

В спецЦОНах права выдаются по результатам двухэтапных экзаменов: теория и практика сдаются автоматизированно. При теоретическом экзамене система сама высчитывает баллы, то есть правильные результаты. Если получили положительный результат, то получаете доступ на дальнейшую сдачу практического экзамена. Для вождения у нас имеется специализированный автотранспорт. Все упражнения, все штрафные баллы фиксируются в системе. Никакого человеческого фактора быть не может. Если человек не сдал, то у него есть всего три попытки.

Спецмашины, которые будут принимать экзамен, оборудованы необходимыми датчиками. Помимо этого, обеспечивается полная имитация городских улиц. Рядом с курсантом может находиться сотрудник спецЦОНа, но не для подсказок, а исключительно ради предотвращения ДТП».

Ратует за обучение водителей в спецЦОНах и заместитель министра внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев: «Раньше у нас обучение проходило в частных автошколах. Сейчас у нас много литературы, в том числе и в интернете. Каждый имеет доступ к ПДД, может самостоятельно изучить тесты. Для практического вождения можно нанять частную фирму, где его обучат вождению. Затем пройти через спецЦОН, самостоятельно сдать экзамены и получить права. При этом не надо в течение трех месяцев ходить в автошколы, тратить время».
А вот сторонники обучения и вождения в автошколах вспоминают советские времена, когда уровень подготовки водителей был выше. Автошколы ДОСААФ имели отличную репутацию, где изучали устройство автомобиля вплоть до винтиков, для практических занятий имелись хорошие технические возможности, молодежь готовили к вождению машин со школьной скамьи, были учебные комбинаты, велся предмет «Автодело», выпускники после школы получали права вождения, квалификацию автослесаря. Школы ДОСААФ были для парней и подготовкой к службе в армии. Ведь аббревиатура «ДОСААФ» расшифровывается как «Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации, Флоту». Обучение там дисциплинировало, давало практические навыки истинно мужских профессий, приучало к ответственности. А сейчас как? Доступность получения водительских прав, в том числе и их покупка, безответственность и недисциплинированность на дорогах, вседозволенность «избранных» и сынков, дочек богатеньких, езда по встречной полосе «по пьяни», на огромной скорости, хамство и наплевательское отношение к пострадавшим при ДТП.

Конечно, введение новых правил получения прав – это попытка идти в ногу со временем, когда вся наша жизнь автоматизирована, загружена интернет-информацией и нехваткой того же времени. Вот и в теории новой системы получения прав все замечательно – весь транспорт автоматизирован, инструктор рядом не сидит и не раздражает тебя, ты один с техникой, включай все свои мозги и знания, есть три попытки: пройдешь – получай права.

Водители со стажем знают проверенное и простое правило обучения вождению: необходимо ездить по реальным улицам, по возможности, много, на практике привыкая к общему дорожному потоку и запоминая дорожные знаки. Все-таки есть разница между реальным автомобилем по реальным улицам и автоматизированным транспортом по имитированным улицам. Поэтому, говорят знакомые новой системой обучения люди, надо проходить практику вождения на автодромах спецЦОНа и тренироваться на реальных машинах, потому что сдавать на них сложно, особенно тем, кто привык к ритму реальной улицы.

По этой проблеме сторонники компромиссного решения предлагают совмещать новое с традиционным методом обучения вождению: пусть теоретические знания проверяются автоматизированно в спецЦОНах, а практика – ездой по улицам с инструктором. И нововведение не должно быть самоцелью, а стремлением не только к борьбе с коррупцией, но и путем к снижению аварийности и смертности на дорогах, повышению дисциплины и ответственности участников дорожного движения.

Мади Альжаппаров.

Комментарии закрыты.