Отцы и дети

Недаром говорится: «Роль матери – душевный покой, роль отца – воспитание духа».Так принято считать. Какова же сегодня роль отца в семье?Изменилось ли что-то, и если изменилось, то как? На сегодняшний день эти вопросы стоят в ряду одних из актуальных в нашем обществе. Чуть менее года назад, выступая на пресс-конференции, президент Ассоциации деловых женщин Казахстана Раушан Сарсембаева отметила, «что необходимо поднимать институт отцовства». И вот осенью прошлого года мы стали свидетелями проведения первого в истории нашей страны в целях повышения роли отцов в семейном воспитании республиканского форума отцов и создания в Казахстане Союза отцов.

Подискутировать на тему о роли отцов в воспитании детей в стенах школы №25 собрались представители педагогической общественности и папы, занимающие активную позицию в воспитании своих детей. От педагогов-женщин на встрече за круглым столом присутствовали: методист городского отдела образования Айгерим Сейтжанова, директора школ №25 и школы-лицея №4 им.Абая Майра Темирбекова и Гульмира Жаппасова, замдиректора по воспитательной работе ОШ №25 Наталья Крека, завуч школы-лицея №4 Аймагуль Мурзаконурова, библиотекарь 25-ой школы Ольга Бакушева; от родителей-мужчин: Виктор Остапенко, Александр Рассоханин, Денис Цэрна, Вячеслав Павлов, Сергей Белобородов, Алексей Носков, Андрей Огородник и Багдат Лебаев. В роли модератора выступила учитель ОШ №25 Меруерт Итикеева. Для того чтобы разговор вызвал наибольший интерес у участников встречи и у Вас, уважаемые читатели, диалоги велись между двумя командами: «Папа» в позиции «Роль отца важна в воспитании детей» и «Антипапа», которая отстаивала позицию «Отец не так уж и важен в воспитании детей».
А.Т.: – В настоящее время наибольшая нагрузка и ответственность за воспитание детей ложится на плечи женщины. Многие годы роль отца сводилась к тому, что он – добытчик. Но, тем не менее, отрицать необходимость мужского воспитания нельзя. Вот ситуация к размышлению: «Мама, я знаю, зачем ты нужна, – сказала одна маленькая девочка, – ты меня кормишь и одеваешь. А учитель нужен для того, чтобы учить детей в школе. И доктор нужен: он смотрит горлышко и выписывает лекарство. А бабушка нужна, чтобы со мной гулять. Я только не знаю, зачем нужен папа?». Так для чего же нужен отец? И нужен ли он вообще?
Г.Жаппасова: – К большому сожалению, чаще всего мужчина считает воспитание детей сугубо женским делом и является отцом лишь формально. Все вопросы в семье решает в большинстве случаев женщина. Она работает, воспитывает детей, помогает им в учебе. Отец нашего времени самоустраняется от всех проблем. Так что в воспитании и развитии детей он не играет никакой роли. Как бы странно ни звучало, но большинство нынешних мужчин не готовы к воспитанию своих детей.
А.Т.: – Какова тому причина, как Вы думаете?
Г.Жаппасова: – Всем известно, что дети практически с рождения попадают в круговорот женского воспитания: детский сад, школа… Кто работает в образовании в большинстве своем? Мы – женщины…
Вячеслав: – Послушайте, а ведь и вправду, поколение современных мужчин и отцов сформировалось в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. К тому же, как часто в жизни бывает, отец, пьющий или не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, потому что у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Напрашивается вопрос: так зачем такой отец ребенку? Только благодаря тому, когда отец является для малыша оплотом семейного очага, хранителем и заступником дома, дети чувствуют себя уверенней, растут психологически более здоровыми, а как же иначе, ведь у них имеется такой надежный тыл.
А.Т.: – А как на практике обстоит дело, кто из родителей чаще посещает школу, в которой учится ребенок?
Н.Крека: – В школу на родительские собрания приходят в основном мамы и бабушки. Получается, что большинство мужчин не приспособлены воспитывать ребенка. Знаете, но по факту, в целом по нашей школе порядка более 200 матерей-одиночек и лишь 20 пап в одиночку без мам воспитывают своих детей. Не ошибусь, если скажу: семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Как ни крути, а ребенку очень нужен отец. Хороший отец, а не просто записанный в свидетельство о рождении. А уж, что значит быть хорошим отцом – решать нашим мужчинам. Дитятко, как тесто, как замесил, так и выросло. Николай Карамзин когда-то сказал: «Без хороших отцов нет хорошо воспитанных детей, несмотря на все институты, университеты, школы».
А.Т.: – Да, ничего не попишешь, приходится согласиться. А все же, в чем конкретно заключается миссия отца, как одного из родителей?
А.Мурзаконурова: – Ребенок, как и любой другой человек, имеет социальные и духовные потребности. Именно отец оказывает на их удовлетворение серьезное влияние: обеспечивая потребность в защите и любви, авторитете, образце мужского поведения. Забота отца – формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости. Действительно, мужское отношение к миру, своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика только отец своим собственным примером. Вот тому подтверждение: «Сын, ведь мы с тобой мужчины», – тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.
Виктор: – Отец должен быть для ребенка, в первую очередь, другом. Самым надежным, самым доверенным. Стараюсь вести себя с детьми именно так. Друг – это ведь и опора, и необидное наставление, и доверие и все прочее. Кроме того, друг всегда разделяет твои интересы и сам предлагает нечто интересное. И не боится твоей критики. Во вторую очередь, отец – учитель, авторитет. Главное, чтобы авторитет строился не на страхе, а на деле.
Александр: – Для начала отец просто должен быть. А потом отец просто должен стараться дать ребёнку не самое лучшее с точки зрения отца, а самое лучшее, что действительно больше всего подходит ребёнку. Вместо строгости должна быть дружба и взаимная ответственность, вместо подавления должна быть поддержка. А ещё отец должен показать ребёнку, что нужно уметь выражать свои эмоции, чувства, что этого не нужно стесняться.
М.Итикеева: А вы знаете, мы провели среди учащихся школы анкетирование по теме: «Каким должен быть папа?». Послушайте, вот что, если взять выборочно ответы, пишут наши дети:
– Папа должен быть добрым, но в то же время строгим.
– Он должен быть любящим и заботливым.
– Очень важно, чтобы отец был справедливым.
– Папа должен быть сильным.
– Отец должен быть хорошим и мудрым.
– Отцом должны гордиться, и он должен любить своего ребенка.
– Папа должен быть таким, который никогда не покинет, никогда не сделает больно, никогда не закричит, не напьётся, не ударит и не скажет такого, что, типа, я слишком занят, и у меня нет времени на тебя.
Интересно, но практически каждый ребенок хочет видеть своего отца добрым и чутким, а еще и строгим, любящим, заботливым, справедливым, сильным, хорошим, мудрым.Об сейчас и расскажут сами ребята, учащиеся 4 «А» класса, которые подготовили для нас литературный монтаж.
А.Т.: – Спасибо ребятам! Действительно, эти замечательные слова каждый ребенок готов посвятить своему отцу, сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой, как много нового можно узнать от него, а какие веселые игры можно поиграть! Получается на деле, что роль отца в семье переоценить ой как сложно?
Денис: – А мне, признаюсь честно, приятно, когда за советом или помощью мои дети обращаются сразу не к маме, а ко мне. А им приятно, и мне, впрочем, тоже, когда я могу, действительно, им помочь. Мне приятно, когда в возникшем с кем-то споре дети звонят мне. А детям, надеюсь, приятно, что у них есть на кого надеяться в этой жизни, и, что можно не стесняться называть имя своего отца. Может, я самоуверен и самообольщаюсь…но верю, что всё именно так.
Багдат: – По моему мнению, трудно сформировать у ребенка качества, которыми не обладает отец. Ожидать мужественности от сына инфантильного отца не более реалистично, чем ждать от мышонка тигриной доблести. Очень трудно привлечь сына к домашним делам, если перед глазами пример мужчины в «белых перчатках». Такой ребенок чаще тянется к матери. Отец ему, в общем-то, и не нужен.
Сергей: – Не секрет, что мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может равняться на человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, злоупотребляет спиртными напитками, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.
А.Т.: – Интересно было бы узнать, что конкретно дает ребенку общение со своим отцом?
О.Бакушева: – Роль мужчины в развитии способностей ребенка не сводится к каким-то определенным занятиям или упражнениям. Пользу приносит сам факт мужского общения. Ребенку не нужны нотации и уроки. Ему просто нужно быть рядом с папой, который всегда рад ему. А чему надо, он и сам научится. Был бы только пример хорошим. К примеру, игры с отцом, в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка. Самое интересное, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно принимали участие в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам умственного развития.
А.Т.: – Надо же! Уважаемые папы, у ваших детей впереди ЕНТ, экзамены, пусть не сегодня, но в скором времени, так что задумайтесь над этим.
А.Сейтжанова: – Отец, который срывается на своём ребёнке и начинает кричать на него, порой даже матом, а порой ещё и шлёпать его почём зря, конечно, вызывает отвращение. Но лишь у окружающих взрослых. Сам ребёнок даже особенно не пугается такого поведения папы, он просто записывает его в «норму», поскольку пока ещё не имеет адекватных критериев суждения о чужом поведении. Папа для него всё равно остаётся самым лучшим и самым любимым, даже если он втаптывает самооценку малыша в грязь на виду у всех. Эту же модель поведения он унаследует и передаст её, в свою очередь, своим детям в будущем. Отрадно, что в нашем городе не первый год действует совет отцов, они есть и в каждой школе. Подобные вопросы поднимаются постоянно на повестке заседаний советов. Совместными усилиями удается решать задачи, которые возникают в процессе воспитания во многих семьях.
А.Т.: – Можно ли согласиться с тем, что роль отца в воспитании детей велика, и это является прописной истиной?
М.Темирбекова: – Конечно! Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе и окружающих. Именно отец меньше опекает детей, предоставляет им большую самостоятельность, воспитывая в ребенке самодисциплину. В нашей семье все строилось на такой позиции, поэтому у супруга с сыновьями прекрасные взаимоотношения, обусловленные взаимопониманием. Этим самым он поощряет процесс отделения ребенка от матери и ускоряет адаптацию к социальным условиям. Отец – единственный герой для ребенка, его божество. С отцом у ребенка пропадает страх. Он всемогущ и неуязвим, он может в глазах ребенка все. Чаще всего сыновья подражают своим отцам и в хорошем, и в плохом. Здесь все просто – срабатывает детское сознание: Я как папа!
Алексей: – Да, согласен, папа в жизни мальчика очень важен. Именно отец является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, любимой женщины, друзей, будущих детей. Воспитание же девочки – процесс тонкий и очень ответственный. Дело в том, что, взрослея, дочь применяет образ папы при выборе спутника жизни.
Андрей: – Не случайно ведь бытует мнение, что отец – это тот, кто выводит ребенка в мир, прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности: от рогатки и велосипеда – до компьютера и автомобиля. На нас лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечении. И эту миссию мы, отцы, не вправе переложить ни на плечи жены, ни на кого-либо. Отец, по моему убеждению, главный хранитель семейных традиций.
М.Итикеева: – Какие прекрасные слова сказал великий педагог Василий Сухомлинский: «Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же еще более способным работником, хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно». Не только папам, но и мамам важно видеть и ощущать, как необходимы детям их любовь, близость, понимание, уверенность в том, что родители всегда рядом, поддержат их и в радости, и в горе, убежденность в том, что всегда можно рассчитывать на папину или мамину помощь и в любой момент можно опереться на плечо самого близкого и родного на всем белом свете из взрослых человека.
А.Т.: – Да, много и о многом сегодня было сказано, но в одном мы все, надеюсь, солидарны – у каждого из родителей в воспитании ребенка свои функции. Они разные, но дополняющие друг друга. И лишь тандем папы и мамы дает возможность развития гармоничной личности малыша. Поэтому-то и роль отца в воспитании детей очень весома. В этом мы смогли убедиться и благодаря видеороликам, играм и упражнениям, которые были предложены в ходе круглого стола. Хочется надеяться, что число активных отцов, которые не словами, а делами доказали и доказывают постоянно, что для своих собственных детей являются непререкаемым авторитетом и истиной в последней инстанции, с каждым годом будет становиться все больше и больше.
Фото автора.
Р.S. Выражаю благодарность за помощь в проведении данной встречи Айгерим Думановне, руководству и педагогам школы №25, и лично Меруерт Абылкановне, а также папам, кто не захотел остаться в стороне, откликнулся на приглашение и пришел поддержать наше начинание. Ценно то, что в конце нашего полуторачасового заседания один из присутствующих пап Александр от всей души заявил: «Спасибо за подобные мероприятия!».

Айгуль ТУТЕЕВА.

Комментарии закрыты.