Важность государственного аудита

Полноценное внедрение государственного аудита стало одним из важнейших направлений в совершенствовании контроля бюджетных средств, о чем конкретно и однозначно сказано Президентом  Республики  Казахстан  Н. Назарбаевым в Послании  народу  Казахстана, в котором он поставил  задачу  создать  комплексную  систему  государственного  аудита  на  основе  передового  мирового  опыта  с  целью  усилить  ответственность  государственных органов  за  разработку  планов  и  программ,  а  также  сформировать  новый  тип  государственного  управления  для  дальнейшего  укрепления  государственности  и  развития  казахстанской  демократии.

Уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля являются уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту – Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальные подразделения и службы внутреннего аудита.

Комитет внутреннего государственного аудита реализует несколько функций, основными из которых являются: ежегодный аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений;
аудит соответствия  расходов, связанных с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов,  использования средств республиканского и местных бюджетов, кредитов, связанных с грантами, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора по поручениям Президента, Правительства Республики Казахстан, депутатским запросам, а также по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета,   соблюдения условий и процедур передачи объектов для реализации целей государственно-частного партнерства, предоставления бюджетных кредитов, финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, соблюдения условий и процедур предоставления, использования государственных займов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан;
соблюдение законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, государственном имуществе, бухгалтерском учете и финансовой отчетности, аудиторской деятельности на основе системы управления рисками; осуществление камерального контроля.

Результаты аудиторской и контрольной деятельности Департамента внутреннего государственного аудита по Карагандинской области в 2016 году наглядно демонстрируют эффективность утвержденных Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле».

Так, в прошлом году Департаментом проведено 76 аудиторских мероприятий по семидесяти объектам.
При этом объем бюджетных средств, охваченных государственным аудитом, составил  10 845,3 млн. тенге. Общая сумма установленных нарушений составила 7 790,0млн. тенге, из них:
— нарушения законодательства при поступлении средств в бюджет (доходная часть) – 2,7 млн. тенге;
-нарушения законодательства при использовании средств – 7 756,8млн. тенге;
-нарушения законодательства при управлении и использовании активов государства, субъектов квазигосударственного сектора– 30,5млн. тенге;
-количество вынесенных предписаний об устранении нарушений – 66;
-сумма выявленных нарушений, подлежащих восстановлению и возмещению в бюджет – 79,1 млн. тенге;
-сумма восстановленных и возмещенных в бюджет средств – 74,2 млн. тенге, в том числе восстановленные, в виде работ, услуг и товаров–41,6 млн. тенге;
-возмещенные в бюджет – 32,6 млн. тенге;
-для принятия процессуального решения в правоохранительные органы передано 9 материалов на общую сумму нарушений 39,0млн. тенге;
— к административной ответственности привлечено 21 должностное лицо с наложением штрафа на сумму 4,2 млн. тенге;
— к дисциплинарной ответственности привлечено 62 должностных лица.
-количество рекомендаций, данных по итогам аудиторских мероприятий –120.
Анализ причин, повлекших совершение системных нарушений и недостатков, позволяет сделать вывод о том, что причинами, явились: отсутствие мониторинга и контроля со стороны руководства и администратора бюджетной программы, нарушения нормативно-правовых актов Республики Казахстан, несоблюдение основных принципов осуществления государственных закупок, а именно предоставление потенциальным поставщикам неравных возможностей и добросовестной конкуренции среди поставщиков.
Реализация положений Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан не единовременный процесс или акция, он требует взвешенного подхода. В итоге ожидается повышение эффективности работы госорганов, прозрачности использования бюджетных средств и управления государственными активами, а также противодействия теневой экономике.

Г.Кулатаева, руководитель отдела аудита государственного сектора №1.

Комментарии закрыты.