ПОЧЕМУ БЫ И НЕ ПОСПОРИТЬ?

«Трехъязычие – непременный атрибут современного образования» – под таким названием на базе общеобразовательной школы №12 населенного пункта Весовая был проведен ток-шоу, организованный по инициативе отдела культуры и развития языков с участием педагогов и представителей этнокультурных объединений города.

Тема, которой было посвящено мероприятие городского масштаба, является актуальной на сегодняшний день. Количество языков, на которых человек может свободно излагать свои мысли, всегда было одним из главных показателей образованности и культуры. Сегодня это требование времени. Никто не будет спорить, что введение трехъязычия в школах – это жизненная необходимость. Ведь одинаково грамотное владение государственным (казахским), официальным (русским) и одним из ведущих мировых языков (английским) в наше время становится не только престижем, а просто жизненной необходимостью. Именно об этом, как отметила в самом начале вступительной речи директор ОШ №12 Анжела Кондратова, выступившая в роли ведущей, не устает повторять в своих выступлениях Глава государства. Следует отметить, что во всех школах страны начался процесс постепенного перехода на трехъязычную модель обучения.
Обсуждение темы проходило на трех языках, в своих выступлениях учителя казахского, русского и английского языков делились опытом работы – собственным и образовательного учреждения – в данном направлении. Все были едины в том, что «развитие триединства языков – это залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности». Не только учителя и родители школы активно включились в разговор, который прошел в конструктивном ключе, но и присутствовавшие в качестве участников педагоги детского сада №5 «Нұрбөбек», работающие по программе трехъязычия «Лингвист», и Детской школы искусств, внедрившие в работу по дополнительному образованию детей изучение английского и казахского языков по специальной программе. Прекрасно смотрелось выступление учащихся, которые исполнили песни и читали наизусть стихи, демонстрируя отличное владение тремя языками.
Все было, как нельзя кстати, единственное «но», и это к большому сожалению, мероприятие, запланированное в формате «ток-шоу», больше соответствовало встрече за круглым столом. Позиционное обсуждение темы, когда каждый вопрос рассматривается с точки зрения как «оптимистов», так и «скептиков», отсутствовало. Все выступления отражали в полной мере только позицию «плюс». Можно сказать, что было «ток» без «шоу». А ведь вопросы, которые были предложены для обсуждения, сами по себе предполагают разнополярные ответы: «Считаете ли Вы своевременным введение трехъязычия в Казахстане?», «Надо ли это начинать с образования?», «Каковы плюсы и минусы вводимой реформы?». Известно что развитие трехъязычного образования будет осуществляться по опыту экспериментальных школ для одаренных детей, Назарбаев интеллектуальных школ и казахско-турецких лицеев, где обучаются учащиеся, прошедшие отбор. Здесь естественным образом напрашивается вопрос: «Какой же уровень знания английского и казахского языков должен быть у учащихся обычных школ, чтобы, во-первых, понимать преподавателя и усваивать предмет, во-вторых, делать уроки и, в-третьих, отвечать у доски?», но об этом, увы, ничего не было сказано.
Ясно, что споры вести вокруг того, что владение казахстанцами английским языком обеспечит качественный рывок в развитии страны, а русский язык является историческим преимуществом казахской нации, не имеют смысла. Необходимость этого доказана временем. Но о том, что на пути к достижению этих целей в реальности существует масса проблем и вопросов, не до конца понятных и требующих коррекции, можно было бы и подискутировать. И это, к примеру, в противовес рассказу о частной поездке в Америку, было бы куда как интересней, познавательней и содержательней.

Айгуль ТУТЕЕВА.
Фото автора.

Комментарии закрыты.