На пути эффективности санитарного контроля

Глава государства в своем нынешнем Послании «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность» и Плане нации «100 конкретных шагов» акцентирует внимание на внедрение повсеместно электронного правительства с применением новейших видов технологий, в том числе и в сфере государственных услуг.

В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности Управления по защите прав потребителей г.Сатпаев является совершенствование оказания госуслуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в электронном формате. Как это влияет на эффективность работы Управления и на контроль санэпидобстановки в городе? Об этом мы попросили рассказать руководителя Управления по защите прав потребителей г.Сатпаев Гаухар Жалмурзину.

– Гаухар Шариповна, прежде всего, расскажите о разъяснительной работе, которую вы проводите среди населения, включая предпринимателей и работников государственных учреждений.

– Формы такой разъяснительной работы разнообразны. Это – проведение семинаров, круглых столов, совещаний, лекций с участием индивидуальных предпринимателей, работников госучреждений. Мы также активно используем средства массовой информации по разъяснению прав потребителей, вопросов санэпидобстановки в городе. Кроме этого, для обращения граждан нами установлены ящики в здании ЦОН и в здании самого Управления, вывешены информационные стенды в торговых точках города, где даны разъяснения по правам потребителей, основным требованиям по защите их прав, а также информации республиканского Комитета и областного Департамента по защите прав потребителей, о тех или иных замечаниях и нарушениях по продаже продуктов питания, БАДов и бытовых товаров. Мы также в каждую среду в Управлении ведем прием потребителей по личным вопросам.

– А что делается вами по оказанию государственных услуг в электронном формате?

– Оказание госуслуг в электронном виде ведется через ГБД «Е – лицензирование». Также внедрена система ЕРСОП – Единая регистрация субъектов, объектов предпринимательства. Нами налажена работа с Госкорпорацией «Правительство для народа» – ЦОНом по оказанию госуслуг.

На этапе предупредительного надзора мы рассмотрели 45 проектов, охватывающих социальные объекты, такие как, к примеру, пекарни, столовые школьных и дошкольных учреждений, их соответствие САНПиНу, а значит санитарным требованиям. Из 45 проектов через веб-портал электронного правительства выдано санэпид заключение – 35, через канцелярию – 1 и через Госкорпорацию – 9. Принято в эксплуатацию 2 объекта со 100-процентным проведением лабораторных исследований.

Мы также проводим проверки по особому порядку согласно графику, утвержденному вышестоящими органами. Такой проверке подлежат объекты с высокой и средней степени риска. К примеру, к высокой степени риска относятся объекты общественного питания свыше 50-ти посадочных мест. В связи с тем, что еще в силе поручение Президента страны о том, что надо сокращать количество проверок деятельности предпринимательства, объекты с высокой степенью риска проверяются 1 раз в год, а объекты со средней степенью риска – 2 раза в год. В 2016 году по особому порядку на основании степени риска проведено 205 проверок.

– Можете привести конкретные примеры этих проверок?

– Как вы знаете, между Казахстаном, Россией и Беларусью существует Таможенный союз. Естественно, увеличивается товарооборот между этими странами. Поэтому в рамках мониторинга безопасности ввозимых товаров, по поручению председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства нацэкономики РК мы произвели закуп пищевой продукции, товаров широкого народного потребления, легкой промышленности и игрушек. Такой закуп был произведен в 37-ми объектах торговли города. Было отобрано 272 пробы продуктов питания, 14 средств бытовой химии, 19 игрушек, 4 БАДа, 9 проб легкой промышленности, 10 проб парфюмерной косметической продукции. Из них в 3-х продуктах обнаружено превышение нормы по микробиологическим показателям, утилизировано 2 пробы молока и творога. Несоответствие по маркировке и отсутствие единого знака обращения было выявлено в 15-ти продуктах, в 12-ти игрушках и в 10-ти пробах легкой промышленности.

Было вынесено 15 предписаний об устранении нарушений, передано 11 материалов в суд и по ним приняты судебные решения.

– А если конкретно, каков механизм передачи материалов в суд и какие меры предпринимает суд в отношении нарушителей?

– Как я уже сказала выше, по итогам наших проверок за нарушения требовании СНиП и Технических регламентов Таможенного союза мы выносим предписания. Так как эти товары завозятся к нам из-за рубежа, да и вообще к любой продукции, где бы оно не было произведено, к ним должны быть сертификаты качества, документы соответствия продукции нормативам и товаро-сопроводительные документы. В случае их не представления, мы выносим предписание об устранении нарушений и, в конечном итоге, за невыполнение предписаний, материалы направляются в суд, который принимает административные меры взыскания. К примеру, ИП «Князева» с торгового дома «Кристина» не представил соответствующие документы к игрушкам «Пирамида» и погремушкам, такое же нарушение было и с сотовыми телефонами с торгового дома «Сити-центр». К ним суд вынес решение оштрафовать их в размере 100 МРП.

– Какие существуют проблемы в обеспечении безопасности продукции в городе, контроля и надзора за объектами, которые оказывают различные виды услуг?

– Конечно же, в первую очередь, для нас главным является сохранение здоровья населения.

Хочется напомнить руководителям всех объектов вне зависимости от форм собственности, предпринимателям, всем, кто оказывает различные виды услуг и обслуживания, что необходимо в Управлении по защите прав потребителей самостоятельно пройти регистрацию, получить учетный номер. А объекты с высокой степенью риска должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение для получения лицензии и соблюдать все санитарные требования.

Сейчас мы проводим работу по внедрению программы ХАССП – системы анализа опасных факторов и критических точек контроля, знакомим с требованиями технических регламентов Таможенного союза, получением учетного номера на объект. Что это за программа ХАССП – об этом можно будет на страницах газеты составить отдельный разговор.

Интервью вел Мади Альжаппаров.

Комментарии закрыты.