Секрет ее успеха в любви к работе и ученикам

Характеристика ее работы насчитывает несколько машинописных страниц с одним-единственным выводом: такого преподавателя общеобразовательной школы, как Сара Мукашевна Черкашина, еще поискать.

Сара Мукашевна – учитель истории и обществознания общеобразовательной школы № 25 с 2011 года. Как признают и администрация школы, и коллеги, творчество – отличительная черта ее работы.

– Она использует разнообразные формы и типы уроков: в форме лекций, семинаров, интегрированные уроки, – говорит Майра Темирбекова, директор КГУ «ОШ № 25». – Но самое главное, Сара Мукашевна не разделяет учащихся на сильных и слабых, она организовывает взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности, подходит к каждому ученику в соответствии с его интересами и способностями. Умеет преподнести материал так, что все ученики его легко воспринимают и быстро усваивают.

А доброжелательность и тактичность в общении с учениками помогают добиваться хороших результатов в работе: ее ученики занимаются научно-исследовательской работой, постоянно участвуют в различных творческих конкурсах, школьных и городских олимпиадах.
Обладательница звания «Лучший учитель истории», грамот акима и городского отдела образования, благодарственного письма Карагандинского областного департамента образования, Сара Мукашевна Черкашина мечтала о стезе учителя именно истории еще со школьной скамьи. И не только потому, что ее родная бабушка всегда считала, что лучших профессий, чем врач или педагог, для женщины не существуют. О прекрасном учителе истории, и одновременно директоре ее родной школы, Валентине Михайловиче Зенкове она до сих пор вспоминает с особой теплотой: «Мы все любили его. Его уроки были настолько интересны, нестандартны, креативны, что захватывали тебя целиком». В чем выражалась его креативность? Во-первых, на его уроках ученики работали в группах, выражали свое мнение, свое отношение к предмету, он давал характеристику тем или иным политическим деятелям, не глядя в учебник. Взять хотя бы его оценку Чингисхана. В советских учебниках Чингисхан изображался жестоким правителем, завоевателем. А он его преподносил как уникального стратега, тщательно продумывавшего свои походы, с немногочисленным войском покорившего полмира! После его рассказов ученики на эту личность смотрели уже совсем другими глазами. И поэтому чуть ли не бежали на его уроки – хотелось узнать что-то новое про того или иного деятеля, чего нет ни в одном учебнике истории.

– Мой интерес к истории проявился благодаря именно его урокам, – признается Сара Мукашевна. – И стиль своей сегодняшней работы я переняла именно у него.

А это не только увлекательное путешествие в историю, но и доброжелательность и тактичность в общении с учениками:

– Считаю, что настоящий педагог тот, кто искренне любит своих учеников, невзирая на их успеваемость или социальный статус их родителей. Я никогда не стану стыдить ребенка за плохую подготовку к уроку. Сначала, наедине, постараюсь выяснить причину: может, у него дома какая-то проблема или в общении со сверстниками. Упущенное на уроке он всегда наверстает, а вот доверие к учителю восстановить практически невозможно – дети очень хорошо чувствуют твое отношение к ним, и отвечают тебе тем же.

Саре Мукашевне ее бывшие ученики до сих пор шлют поздравления с Днем учителя и на 8-е марта. Как, например, Игорь Синегубов, которому она преподавала в Каражале на заре своей педагогической карьеры. Сейчас Игорь живет в Москве, он – продюсер собственного педагогического канала «Точка. ТВ».

– У меня никогда не было сомнений, ту ли профессию я выбрала. Даже в 90-е годы, когда зарплату не платили месяцами, – смеется Сара Мукашевна. –Мне моя работа всегда приносит удовлетворение.

Даже с учетом того, что нынешняя школа сильно отличается от той, в которой она училась, и в которой начала преподавать. Отличается как положительно, так и отрицательно. Плюс, по мнению Сары Мукашевны, в том, что появились масштабно и свободно мыслящие, креативные дети, могущие даже не согласиться по тому или иному вопросу с педагогом и при этом отстоять свою точку зрения. И ей такие дети нравятся больше всего. Минус – ребенок в большей своей части стал более рафинированным, не приспособленным к жизни, не самостоятельным, менее подвижным чем мы в свое время.

– Но корень проблемы не в самом ребенке, а в семье, – предупреждает Сара Мукашевна. – Родители либо залюбили-заласкали, либо, напротив, не обращают на него никакого внимания. И практически все как один не придают особого значения образованию своего ребенка. Другими словами, менять надо не детей, а отношение их родителей к школе.
– Вы родом из Усть-Каменогорска, там же окончили педагогический университет, и вдруг – Сатпаев. На родину не тянет? – не удерживаюсь, чтобы не задать этот вопрос.

– Меня мой сын даже к себе в Алматы зовет, он там работает в иностранной компании. Но… Мой муж был военным. Перед тем, как присвоить ему очередное звание, его направили на один год в Каражал. Но это произошло накануне развала СССР. В итоге пришлось «задержаться». А из-за последующей девальвации пришлось переехать в Сатпаев, здесь у меня жила сестра. Приехали тоже «на время», но так и остались. Нет, уезжать куда-то не планирую. За почти тридцать лет я настолько прикипела к этому городу, что уже не представляю жизни без него. И без школы.

Евгений Ванюшов.

Комментарии закрыты.