МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД

В марте нынешнего года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Программа занятости-2020. Она разработана Министерством труда и социальной защиты населения РК совместно с заинтересованными центральными и местными исполнительными органами во исполнение Послания Президента страны Н. Назарбаева народу РК «Построим будущее вместе!» и нацелена на повышение доходов населения.

О новых государственных подходах в обеспечении устойчивой и продуктивной занятости граждан рассказывает начальник государственного учреждения «Отдел занятости и социальных программ г.Сатпаев» Талига Капарова.

– Талига Габдуловна, как будет проходить внедрение новой программы в нашем городе?

– Программа занятости-2020 призвана решить несколько актуальных задач. Это – развитие кадрового потенциала для реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010 – 2014 годы, трудоустройство безработного и малообеспеченного населения и совершенствование системы оказания социальной помощи.
В настоящее время для управления реализацией Программы постановлением акимата города Сатпаев от 05.05.2011 г. №09/18 создана городская комиссия. Во исполнение постановления акимата города Сатпаев от 05.05.2011 года №09/19 в городе Сатпаев с 1 июля текущего года создан Центр занятости в форме коммунального государственного учреждения, который начал заниматься исключительно обеспечением реализации этой Программы.

Программа будет осуществляться в 3 направлениях. Первое – обучение и содействие в трудоустройстве безработных граждан. Второе – развитие предпринимательства на селе. Третье – повышение мобильности трудовых ресурсов. Нужно сказать, что одним из важнейших инструментов в исполнении программы являются социальные контракты между участниками программы и государством. Контракт представляет собой договор о взаимных обязательствах сторон по предоставлению и использованию социальных услуг, включая устройство на работу. Приоритетные возможности предоставляются молодежи и женщинам в сельской местности.

– Итак, безработный, малообеспеченный и самозанятый гражданин приходит в Центр занятости…

– Его заявление и документы рассматриваются специальной рабочей группой, созданной из числа работников центра, представителей органов и организаций образования, работодателей и профсоюзов.

После проведения индивидуального собеседования  специалисты выносят решение о включении претендента в состав участников программы.

По первому направлению государство предлагает консультации по вопросам обучения,  трудоустройства и бесплатного обучения. Последнее (от одного года до трех лет)  будет базироваться на получении знаний в учреждениях технического и профессионального образования.

Помимо этого гражданам будут предложены курсы переподготовки кадров (до 6  месяцов)  или повышения квалификации (до 3 месяцев), компенсация расходов за проезд до места обучения и  обратно (разовые выплаты), ежемесячные субсидии на проживание, стипендий (по данным управления образования ее средний размер в 2011 году составит 12 188 тенге), психологическая адапатация. Всего по городу Сатпаев планируется охватить этим направлением 56 участников, сумма финансирования 5112,4 тыс. тенге.

– А если после обучения участник программы не сможет устроиться на работу?

– В таком случае ему будут предложены социальные рабочие места сроком до 12 месяцев с субсидированием государством первых шести месяцев до половины размера заработной платы. Размер ежемесячных субсидии на заработную плату участникам программы, трудоустроенным на социальные рабочие места,  с учетом налогов и социальных отчислений в 2011 году не может превышать 26 000 тенге. В дальнейшем претенденту могут предложить принять участие во втором или третьем направлении программы. Государство также поддержит предприятия и организации, которые готовы обучить и трудоустроить участников программы путем возмещения работодателю до 70% затрат на подготовку кадров. Этот компонент вводится с 2012 года.

– Большая часть самозанятых, безработных и малообеспеченных граждан проживает в сельской местности, и создать постоянные рабочие места здесь нелегко…

– Для этого Программа занятости-2020 предусматривает меры содействия развитию предпринимательства на селе. Второе направление рассчитано на граждан, желающих организовать  или расширить свое дело. В текущем году по второму направлению в нашем городе реализации не будет. Работы начнутся с 2012 года. Основным механизмом реализации данного направления будет микрокредитование.

– Встать на путь предпринимательства несведущим в ведении бизнеса непросто…

– Да, первоначально потенциальный участник обращается в Центр занятости по месту жительства. Там после проведения собеседования ему будет предложено пройти бесплатные курсы обучения основам предпринимательства продолжительностью до одного месяца для того, чтобы он мог сориентироваться в современной экономике. Также для него проведут бесплатные консультации и окажут помощь в составлении бизнес плана. После того, как потенциальные участники программы разработают свои бизнес-планы проектов, они смогут обратиться в микрофинансовые организации. Хочется подчеркнуть, что микрокредиты будут предоставляться строго на заявленные в программе занятости цели и ни в коем случае не на потребительские нужды, погашение предыдущих займов и приобретение жилой недвижимости. Сами же микрофинансовые организации будут определяться на конкурсной основе с учетом опыта работы, кредитного портфеля, залогового обеспечения и т.д. На ряду с ними в микрокредитовании будут задействованы и кредитные товарищества, создаваемые потенциальными участниками программы.

– Каковы условия кредитования по второму направлению?

– Конечным заемщикам предусматривается выдача  микрокредитов  на срок до пяти лет в сумме до трех млн.тенге. Возможна отсрочка по уплате вознаграждения по основному долгу сроком до 18 месяцев, но не более одной трети всего срока кредитования. Государство также возьмется регулировать и максимальную эффективную ставку для конечного заемщика.

Кроме того, если для организации своего дела будущему предпринимателю будет необходимо развитие и обустройство недостающей инженерно- коммуникационной инфраструктуры, то есть строительство дороги, подведение тепло- и водоснабжения, канализационных, телефонных и электрических сетей, все эти расходы государство по программе возьмет на себя. Но при соблюдении двух условий: вышеназванная инфраструктура должна соответствовать плану застройки конкретной местности, а стоимость работ не должна превышать стоимость самого бизнес-проекта.

– Талига Габдуловна, в случае, когда перспектив для трудоустройства или развития бизнеса по месту проживания нет, предложат ли участнику переехать в экономически более развитый регион?

– Именно этот момент отражен в третьем направлении программы по  повышению мобильности трудовых ресурсов. При этом безработный, самозанятый или малообеспеченный кандидат на переселение должен действительно проживать в населенном пункте с низким экономическим потенциалом и иметь совокупный месячный доход, не превыщающий размера прожиточного минимума на каждого совместно проживающего члена семьи. По программе содействие добровольному переезду из регионов с низким экономическим потенциалом в центры экономической активности может осуществляться как внутри одного района, так и из одного района в другой в пределах одной области. На реализацию третьего направления программы из республиканского бюджета выделено 381,0 млн. тенге.

– Какую помощь государство окажет добровольным переселенцам?

– В первую очередь это выделение субсидий на переезд (10 МРП на главу семьи и  5 МРП на членов семьи – при переселении в пределах одного района и 25 МРП на главу семьи и 15 МРП на членов семьи при переселении в пределах области) и предоставление служебного жилища. Также граждане пройдут курсы профессионального обучения. Предпологается содействие в трудоустройстве на новом месте жительства, психологическая помощь. Словом, после переезда у них есть возможность реализовать себя в первом и втором направлениях программы.

Строительством и выделением служебного жилища будут заниматься местные исполнительные органы, которые могут решать данный вопрос также за счет покупки данного жилья, предоставления мест в общежитиях, достройки уже начатых объектов или ремонта и благоустройства пустующих.

– В итоге с внедрением новой Программы занятости-2020 у безработных и малообеспеченных граждан появляются реальные лучшие перспективы на будущее?

– И необходимо воспользоваться этой возможностью, это прекрасный шанс получить дополнительное образование, найти работу, стать хозяином своей судьбы. По всем вопросам реализации программы население города может обращаться в отдел занятости и социальных программ и центр занятости по месту жительства.

Записала Е.РУЧКИНА.

Комментарии закрыты.