Государство иждивенцев-«леваков» не потерпит

Теперь социальную помощь от государства будут получать только действительно нуждающиеся в ней. Об этом получателям государственных пособий сообщил заместитель руководителя ГУ «Отдел занятости и социальных программ г.Сатпаев» Аскар Шокпутов в минувшую пятницу на собрании в ОШ № 25.

Программа модернизации системы социальной помощи стартует с 1 января 2018 года. Чтобы исключить недопонимание, а значит, и несвоевременную сдачу необходимых документов, городской отдел занятости и социальных программ принял решение провести ряд разъяснительных встреч с получателями государственных пособий. В ОШ №25 разъяснения давали Аскар Шокпутов и главный специалист отдела Кенжегуль Айсакова.
Как уже было сказано, в настоящее время во исполнение поручения Главы государства, изложенного в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», ведется реформа по совершенствованию действующих механизмов оказания адресной социальной помощи на основе системы социальных контрактов между социальными службами и получателем помощи. В результате, 28 октября 2015 года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения», который вводится в действие с 1 января 2018 года. Суть и отличие новых подходов, предусмотренных в Законе, от действующей системы – увеличение черты бедности для оказания адресной социальной помощи с 40 до 50% от величины прожиточного минимума и, соответственно, размера помощи, которая будет предоставляться взамен ныне действующим специальным государственным пособиям многодетным семьям; государственным пособиям на детей до 18 лет для малообеспеченных семей; адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным домохозяйствам.
– То есть, теперь вместо трех пособий будет одно, – пояснил Аскар Шокпутов. – И получать его будут только те, у кого место основной прописки – в нашем городе.
Кроме того, внедряется обязательное участие малообеспеченных трудоспособного возраста в активных мерах содействия занятости для получения социальной помощи. С этой целью заключается социальный контракт, в котором определяются обязательства получателя (семьи) по участию в мерах содействия занятости и Центра занятости – по содействию в трудоустройстве (обучении) и оказанию иных мер социальной поддержки с назначением АСП на период действия социального контракта, в целях укрепления экономической самостоятельности получателей помощи.
Внедряется также институт сопровождения семьи. Здесь консультанты и проектные ассистенты будут отслеживать ход исполнения участниками обязательств по социальному контракту, а также оказывать им поддержку для самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации. А введение принципа «одного окна» и комплексного оказания помощи малообеспеченным на базе Центра занятости посредством предоставления одного пакета документа в один орган существенно упростит процедуру назначения адресной социальной помощи.
– Вместе с тем, АСП будет классифицироваться на два вида: безусловную и обусловленную денежную помощь, – сказала Кенжегуль Айсакова. – Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации, и не могут по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость) выйти из нее.
Пример БДП: мать-одиночка воспитывает двоих детей в возрасте до 18 лет, одному из которых шесть месяцев. Доход семьи – лишь пособие по уходу за ребенком до года – 16500 тенге. Делим эту сумму на трех человек и получаем по 5500 тенге на каждого. Из 14142 тенге (черта бедности – 50% от прожиточного минимума) отнимаем 5500 тенге и получаем цифру в 8642 тенге, которую умножаем на трех человек. В результате семья будет теперь получать пособие в размере 25926 тенге в месяц (ежеквартально).
Претендентам же на получение обусловленной помощи, сохранившим трудоспособность, поддержка, по словам Кенжегуль Айсаковой, будет предоставляться с условием участия в активных мерах содействия занятости:
– Это может быть профессиональная подготовка, направление на социальные рабочие места, трудоустройство, содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения и другое.
Ограничение продолжительности адресных выплат и обязательное «ответное действие» получателей будут способствовать, по мнению разработчиков поправок, повышению трудовой мотивации, и позволят им перейти к самообеспечению.
Пример ОДП: семья из пяти человек, трое из которых дети в возрасте до 18 лет. Отец безработный, мама работает в детском саде. Доход семьи – среднемесячная заработная плата в размере 45000 тенге. Делим ее на пять человек. Получаем по 9000 тенге дохода на каждого члена семьи. Из 14142 тенге (черта бедности – 50% от прожиточного минимума) отнимаем 9000 тенге и полученную сумму – 5142 тенге – умножаем на пять. Теперь эта семья будет получать от государства дополнительно по 25710 тенге в течение шести месяцев. При условии, что отец зарегистрируется в центре занятости, как безработный, и будет участвовать в активных мерах содействия занятости.
– Но если человек трудоспособный, если у него дети взрослые и не инвалиды, тогда ему будет предложен социальный контракт, – добавила Кенжегуль Айсакова. – Мы человека трудоустраиваем, если нет образования – переучиваем, и на это время ему точно также выплачивается пособие, плюс стипендия, плюс в течение полугода – заработная плата там, куда его трудоустроят.
– Правда, в случае нарушения социальный контракт расторгается, – предупредил Аскар Шокпутов, – и человек потеряет все.
И обратил внимание зарегистрированных безработных, что 31 декабря текущего года им необходимо сняться с учета, а 4 января 2018 года – встать на учет вновь.

Комментарии закрыты.