Не утерять связь с прошлым

3 августа 2019 г. состоялось открытое выездное заседание Экспертного Совета по реализации Программы «Рухани жаңғыру» в Карагандинской области. Рассматривался вопрос: О ходе реализации спецпроекта «Сакральная география» Программы «Рухани жаңғыру» в Карагандинской области за 2017-2018 и первое полугодие 2019гг. Было посещение сакральных объектов, памятников истории и культуры Шетского района.

Это первая практика выездного заседания Экспертного совета. В работе Экспертного совета приняли участие члены совета, а также Кукушкин И.А. – руководитель археологической экспедиции и ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при КарГУ им. Е.А. Букетова, Новоженов В.А. – эксперт ЮНЕСКО, PhD, выпускник КарГУ им. Е. А. Букетова, Ерлан Амиров – генеральный директор ТОО «Археологические исследования», историки, археологи, работники сферы культуры и образования, средств массовой информации.
Руководитель Регинального офиса Программы «Рухани жаңғыру» в Карагандинской области Курбанбаева Г.Т. отметила, что в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы Н.А.Назарбаев выделил:«Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века». Это особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, имеющие непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения. В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как «священные» горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия. Карагандинская область – земля Сары-Арки богата не только недрами, но и памятниками древности. Спецпроект «Сакральная география» призван укрепить интерес к особо почитаемым памятникам природного и культурного наследия, светской и культовой архитектуре и мавзолеям. А также местам, связанным с историческими и политическими событиями, имеющими важную ценность в памяти народа Казахстана. Знание таких мест позволяет нам многому учиться, и черпать из них необходимую жизненную силу. В этой связи, создание Сакральной географии решает не только вопрос духовного обогащения человека, но и также отмечает богатство нашей истории, культуры и традиций.
На сегодняшний день в Карагандинской области проводится большая работа по реставрации объектов, занимающих значительное место в историко-культурном наследии и выступающих в качестве символа национального единства и возрождения.
Члены и ЭС поставили перед собой несколько целей, которые должны были быть достигнуты во время посещения Талдинского историко-археологического парка, расположенного в Шетском районе в местности пос. Талды: осмотр и знакомство с находками ученых-археологов КарГУ им. Е.А. Букетова, анализ потенциальных перспектив для развития местности пос. Талды как историко-краеведческий, туристический и образовательный музей под открытым небом.
Перед началом работы ЭС Новоженов В.А. передал в библиотеку Проектного офиса книги, последние труды от Центра сближения культур, который возглавляет Олжас Сулейменов и выразил признательность за то, что руководство области и общественность уделяют внимание культурному наследию области.
Во время знакомства с окрестностью Кукушкин И.А. отметил,что исследования данной территории ведутся с 2012 года. В настоящее время Талдинский историко-археологический парк насчитывает 27 сооружений разных времен (ранний каменный, каменный, бронзовый, ранний железный, железный, средневековый). Каждое сооружение несет свою историю.
В 2016 году была обнаружена ступенчатая пирамида эпохи бронза (XV-XIV век до н.э.), напоминающей древнеегипетский аналог. Такое сооружение могли построить только представители всесторонне развитой цивилизации. Найдены артефакты: нож-кинжал киммерийского облика, керамика, предметы из бронзы. И это еще одно лишнее доказательство того, что так называемая бегазы-дандыбаевская культура несет в себе много тайн. Уже в то время прослеживалось социальное расслоение людей. Высшие слои общества подчеркивали свой статус посредством пышного погребального обряда. В настоящее время мавзолей Каражартас реконструирован и готов принимать посетителей.
В прошлом году было найдено погребение «Ромео и Джульеты», где находились личные вещи: колчанный набор и металлический кинжал, браслеты, подвески, бусы из бронзы и полудрагоценного камня. В этом году также было найдено парное захоронение. Новоженов В.А. в шутку обозначил эту местность как «территория любви».
Прорывным моментом исследований стал тот факт, что стали находиться предметы, которые подтверждают, что в древности наши предки пользовались колесницами, лошадьми, были изобретения, которые на тысячелетия вперед сыграли огромную роль в развитии человечества, наряду с изобретением техники выплавки металла, бронзы, железа, золота.
Могильник Кызылтау. Он насчитывает порядка 20 курганов, датированных 3,5-3,8 тысячелетием до н.э. Этот период характризуется милитаристическими чертами. Об этом говорят артефакты: воины-колесничии, колесницы, лук, стрелы, ножи, колчанные наборы, лошади. В этом году в одном из захоронений было обнаружено парное захоронение лощадей, щитковый костяной псали – специальное приспособление для управления лошадьми, запряжёнными в колесницу. Это уникальная находка, так как первый псали был найден в Каркаралинском районе 40 лет назад. Были найдены золотые серьги, медный браслет, детали накостников. Качество работы из монолитного золота на порядок выше, чем были в ранних находках. Это говорит о том, что в те времена металлургия была более развитая.
Новоженов В.А. ознакомил членов ЭС с антропоморфной скульптурой Балбала (XIII век нашей эры). Эта скульптура появилась здесь со времен тюрских племен во время Культегина.
Ерлан Амиров познакомил членов ЭС с протогородом Аккезен. Поселение Аккезен является ярким памятником Бегазы-дандыбаевской культуры Центрального Казахстана. Аккезен является одним из крупнейших поселений бронзового века (XIII-IX вв. до нашей эры) на территории Казахстана. Визуально здесь было зафиксировано 80 построек в виде каменных сооружений и остатков жилищ. Площадь поселения составляет 10 гектаров. Был найден объект, который имеет статусный характер – общественное сооружение, место для собрания жителей, религиозных обрядов. Это сооружение является важным признаком, отличающим город от поселений сельского типа. Археологи выдвинули гипотезу о протоурбанистическом характере этого памятника. В это время началось расслоение общества на элиту и рядовое население, началось формирование первых протогосударственных образований на территории страны. Это место было благоприятным для проживания. Поэтому именно здесь люди построили свое поселение. Оно отличается от других большой территорией и количеством построек.
Новеженов В.А. отметил: «Нам нужно больше внимания уделять национальной истории, материальной и духовной культуре народа, накопленной тысячелетиями, развитию того же туризма. Чтобы знали и гордились тем, что у нас есть. И сейчас археология помогает народу не утерять связь с прошлым, а для некоторых – вновь открыть эту связь. Язык – это хоть и один из главных, но не единственный индикатор национального самосознания. К нему прибавляется знание культуры, своих корней, своих предков. Ведь не случайно у казахов существует институт шежире, мощнейший эпос, представление о Жер-Уйык. Этими находками должна гордиться Карагандинская область и Республика. Все находки будут тщательно исследованы, отреставрированы, систематизированы и переданы в областной историко-краеведческий музей».
Новоженов В.А. подчеркнул, что о «плодовитости» Сары-Арки как о сенсации говорил в свое время отец казахской археологии Алькей Маргулан. По его описаниям, материалам предыдущих исследователей, информации старожил о захоронениях, достопримечательностях, историй, легенд, шижере примерно определялись места для поисково-разведочных работ.
По окончании ознакомления с Талдинским историко-археологическим парком член ЭС Омарбекова Рымбала Кенжебалиевна выразила благодарность археологам: «Сарыарка дала много великих людей Казахстану. В Караганде самая лучшая школа археологов, начало которой положил Е.А.Букетов, который увидел перспективу в этом деле и далее эту идею поддерживал и помогал развивать З.М.Мулдахметов. Достойная плеяда археологов вышла из КарГУ им. Е.Букетова, которые выдают «на гора» исследования. Один из них Кукушкин Игорь Алексеевич, которого знает весь архиологический мир». «Его поцеловала «удача» – есть такое понятие, которая дается не каждому археологу» – добавил о нем Новоженов В.А. Сам Новоженов В.А. более 30 лет занимается петроглифами Сарыарки и является экспертом ЮНЕСКО.
Итогом выездного заседания стали рекомендации членов Экспертного совета о дальнейшем развитии культурно-образовательного туризма в Шетском районе. По мнению экспертов, необходимо создать Дорожную карту по дальнейшей реализации проекта «Сакральная география Карагандинской области». Это есть стержневая идея для консолидации общества, где перекрещивались пути мировой культуры. Включить туда все вопросы о туризме, образовании, создании инфраструктуры, условий и возможности для посещения сакральных мест казахстанцами, независимо от возраста, национальности и религиозных предпочтений. Этот документ следует подготовить и представить руководству региона.
В дорожную карту важно включить:
– создание видеопродукта о сокральных местах региона в современном формате и транслировать в местах скопления людей, во всех вузах по учебному телевидению;
– разработку туристских маршрутов по сакральным местам региона;
– организацию работы летнего лагеря для студентов и школьников, чтобы они проникали в глубь истории и в ее сакральные смыслы, которые могут быть реализованы разными способами;
– привлечение молодежи к проектам в данном направлении;
– организацию работы Визит-центра с рестораном, гостиницей, с показом работы ремесленников;
– создание буклетов рекламного характера на разных иностарнных языках;
– организацию этноаулов;
– развитие транспортной инфраструктуры;
– изготовление сувениров по копиям находок;
– и другие мероприятия.

Также члены ЭС предложили продолжить практику выездных заседаний.

Гульнара Жаксыбаева, член ЭС.

Комментарии закрыты.