Исследование урока в действии

В целях повышения эффективности работы по внедрению в общеобразовательных школах проекта «Исследование урока (Lessonstudy)» в школе-гимназии №1 был проведён региональный семинар «Реализация подхода «Исследование урока (LS)» в рамках профессионального сообщества».

В ходе семинара участники – учителя школ городов Жезказгана, Сатпаева, а также Улытауского района – познакомились с культурой японской модели LessonStudy, методами проведения исследования урока, правилами проведения наблюдения урока.

– В городе уже несколько лет школы работают по LessonStudy. И коллектив нашей школы с прошлого учебного года начал работать над темой «Исследование урока как инструмент совершенствования практики преподавания», – говорит Галия Иманбаева, директор школы-гимназии №1. – И на этом семинаре мы хотим рассказать и показать через наши уроки как эти стратегии используем, как они влияют на повышение качества обучения. В эксперименте участвуют параллели 4-5-6-7-х классов.

– А Вы не нагружаете детей?

– Нет. Например, на уроке можно использовать 2-3 стратегии. И дети уже привыкают и знают, что им нужно делать.

– Дети сами учатся задавать вопросы, создавать интервью, работать в группах, – объясняет Гульмира Орынтаева, преподаватель русского языка и литературы в казахском отделении школы-гимназии №1.

– Но тогда на учителя ложится большая нагрузка, разрабатывая так каждый урок?

– Здесь нагрузка ложится не на конкретного учителя, а на несколько, то есть группу из 3-5-ти учителей. Они вместе разрабатывают урок и затем смотрят как он проходит, как дети воспринимают его. Таким образом, мы не обсуждаем учителя, который вел урок, а обмениваемся опытом, помогаем друг другу и тем самым развиваем свои профессиональные качества.

– Исследование урока – это цикл, включающий не менее трех уроков, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей, – говорит Ирина Беткер, заведующая методическим кабинетом городского отдела образования. – Используя данную стратегию, учителя могут проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения. Исследование урока дает возможность увидеть разницу между тем, что должно происходить во время обучения, и тем, что происходит, понять, как планировать обучение, чтобы оно максимально удовлетворяло потребностям учащихся.
Если кратко, то это выглядит так: группа учителей (учителя подбираются не по предметам, а по интересам) определяет некоторую проблему, связанную с преподаванием, которую важно решить на уроке. Для этого они выбирают один конкретный урок для планирования, совместно его разрабатывают, ставят цели и измеримые характеристики, чтобы эти цели были достигнуты. В классе, где будет проходить занятие, выбирают трех типичных учеников из разных групп (А – успевающий, В – средний, С – отстающий) и ставят цели не абстрактно для всего класса, а прописываются для каждого представителя одной из трех групп. Один из учителей проводит урок, другие наблюдают за теми самыми учениками, фиксируют их реакции, успехи. После – обсуждают, что удалось и что не очень, что повлияло на обучение школьников, подводят итоги. Затем планирует второй урок, который решал бы все ту же проблему. То есть процесс повторяется. Как правило, группа проводит три занятия и переходит к следующему исследовательскому вопросу.
И теперь чтобы понять, что же это такое в реальности, я посетила урок литературного чтения в 4 «А» классе (преподаватель Е.Бутова) и урок истории в 5 «А» классе (преподаватель О.Наймушина). Перед уроком во вступительном слове кратко рассказали об особенностях каждого класса, познакомили с фокус-группой. В 4-м классе – это классный руководитель +учителя казахского и английского языков. В 5-м классе – учителя истории, математики и русского языка и литературы. В ходе урока учителя используют методы «мозговой штурм», синквейн (творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк), «чтение с остановками», «толстые» и «тонкие» вопросы. В пятом классе добавляется «Кубик Блума», на гранях которого написаны начала «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Подумай», «Поделись». Кубик помогает детям развить критическое мышление. «Толстые» и «тонкие» вопросы формируют умение самостоятельно работать с текстом, понимать, о чем идет речь в материале, овладеть приемом постановки вопросов к тексту и составлять план.
– Я выбрала сказку «Храбрый портной». Она наиболее приемлема для детей, – объясняет Елена Бутова. – Для того чтобы активизировать детей на работу, был использован «мозговой штурм». Затем мы приступили к чтению с остановками. Почему? Потому что, когда мы раньше читали текст до конца, дети забывали начало, им трудно возвращаться назад и искать ответы на вопросы. Им нравится составлять синквейн, «толстые» и «тонкие» вопросы. Дети меняются, они начинают вдумываться и уже строят глубокие ответы.
Обычный урок чтения в начальном классе. Только за учительским столом расположилась фокус-группа, а класс был разбит на несколько групп. В ходе урока ученики могли свободно общаться, обсуждать, задавать друг другу вопросы и получать на них ответы.
На уроке истории немного непривычно было то, что «наблюдатели» ходили между рядами, смотрели как ученики справляются с тем или иным заданием, снимали на видео. При этом они не вмешивались в их деятельность. А ребята никоим образом не обращали внимания на «наблюдателей».
– Существует два способа наблюдения: сторонний, как это было на уроке в 4 «А» и непрерывный – в 5 «А», – пояснила Любовь Каменева, завуч-методист.
– Чтобы понять какая стратегия сработала, нужен взгляд со стороны. Учитель на уроке не всегда может работать одновременно с сильным, средним и слабым учеником. Даже если он поставит цель работать сегодня только с учеником «А» или «С», он уже в середине урока отвлечется. А наличие «наблюдателей» на уроке дает нам возможность понять, как сработала стратегия. При этом, эти стратегии применяются не только на уроке литературного чтения, но и на уроках английского и казахского языков, математики и русского языка. И если они срабатывают на всех трех, значит, можно пускать по всем классам, – говорит Ирина Беткер. – Вы можете наблюдать, что какая-то стратегия срабатывает только с сильным учеником и почему-то она не срабатывает на слабом. То есть, наблюдая, они выбирают те стратегии, которые дают максимальную возможность ребенку показать себя.
– В классе есть и сильные, и средние, и слабые ученики. Поэтому готовили задания с учетом их интересов и возможностей, наблюдали за тем, как они обучаются и как понимают урок. По ходу урока мы в картах прописывали, оправдались ли наши стратегии. Если нет, то мы берем другие формы и методы, смотрим как они повлияют на обучение ученика в следующий раз, – рассказывает Светлана Иоцус, учитель русского языка. – Мы уже провели уроки математики, русского языка и сегодня урок истории. Заканчиваем первый круг. Если эти стратегии хорошо повлияли на группы А, В, С – мы их берем, кроме того, чтобы двигаться дальше, мы усложняем их. Также мы можем поменять учеников, которые остались вне поля зрения и у них есть проблемы с обучаемостью.
– Дело в том, что на уроке математики дети, получившие статус А, В, С на уроке русского языка или истории могут получить другой статус. Поэтому у каждого учителя группа А, В, С может быть своя, – поясняет Л.Каменева. Что ж, не так страшен черт, как его малюют. Возможно, времени этот эксперимент отнимает, но он того стоит. Дети учатся получать знания из различных источников и уметь правильно с ними работать. Учитель видит каждого ученика на уроке, тем самым повышает его мотивацию, интерес к познанию. А результат – успешность в обучении.
– Радует, что в эксперименте участвует вся школа, а не отдельные педагоги, – говорит Ирина Михайловна. – Японцы очень щепетильны в вопросах образования. Посмотрим, что получится. Кстати, а ведь есть еще и китайский метод. Это когда не в одном классе, а все параллели. Ну, доживем, посмотрим…

Нурия ИЛЬЯСОВА.
Фото автора и из альбома школы-гимназии №1.

P.S. В этот день гости могли наблюдать как проходит «Исследование урока» в 7 «А» классе на уроках географии, физике, химии, казахскому языку, а также в 4-м классе с казахским языком обучения на уроке литературного чтения, в 6-м классе – английский язык, казахский язык. Кроме того, были показаны работа педагогического совета на тему «Использование технологий RWCT в воспитательной работе», использование возможностей коворкинг-центра, для молодых специалистов – «Дебаты, как способ развития коммуникативных компетенций у учащихся». В рамках мероприятия «Как научить родителей критическому мышлению?» опытные классные руководители поделились опытом работы с родителями по инновационной деятельности.

Комментарии закрыты.