Выбирать профессию осознанно поможет центр профориентации «KASIP»

В своем Послании народу Казахстана Президент страны К.Токаев особо подчеркнул необходимость перехода к политике профориентации школьников на основе выявления способностей самих детей. Решить актуальную проблему профессиональной ориентации с заинтересованными сторонами вот уже несколько лет пытается Международный центр образования «EDTECH-KZ», активно работающий в Казахстане. Сотни школ республики успешно внедряют систему «KASIP» от «EDTECH-KZ», призванную еще в стенах школы определить склонности и способности школьников для дальнейшего выбора профессии. Благодаря поддержке акима города, думающего всегда наперед и приветствующего креативные проекты, к пилотному проекту подключились и сатпаевские школы.

В канун Дня Независимости, на базе Дворца школьников был открыт центр профориентации «KASIP» и создан городской координационный совет, призванный объединить усилия заинтересованных сторон для регулирования и эффективной релизации профориентационной работы в городе. В состав совета вошли члены партии «Нур Отан», представители отдела образования, методического кабинета, центра занятости города, молодежного ресурсного центра, члены филиала Палаты предпринимателей «Атамекен».

Поздравляя собравшихся с открытием центра, аким города отметил, что в современном, быстро меняющемся мире, динамично развиваются все отрасли и молодые люди, ограничивающиеся только школьной программой, не получившие качественную профессиональную ориентацию, после окончания учебного заведения зачастую бывают неспособны соответствовать вызову времени.

– Выбор профессии во многом определяет жизнь человека, именно поэтому необходимо оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности, – сказал Аскар Аблаевич.
В свою очередь о задачах центра и координационного совета, а также направлении деятельности МЦО «EDTECH-KZ» рассказал его генеральный директор Гани Бейсембаев.

Выступая перед педагогами, Гани Бектаевич подчеркнул, что профессиональная ориентация в школе – это не просто посещение школ представителями ВУЗов и рассказ об условиях обучения, а целая система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-
экономических и психофизических характеристиках любой профессии.

Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил полное применение своим знаниям, склонностям. Нельзя допускать, чтобы ребенок терял напрасно время, силы на поиски своего места в обществе, мы должны помочь ему найти профессию, которая бы соответствовала его способностям и дарила глубокое удовлетворение от своего труда, говорит Г.Бейсембаев.

По словам генерального директора МЦО «EDTECH-KZ», центр профориентации поможет сформировать у школьников положительное отношение к труду, научит разбираться в содержании профессиональной деятельности, соотносить требования, предъявляемые к профессии, с индивидуальными качествами, анализировать свои возможности и способности. Одним словом, цель проекта – дать учащимся знания, вдохновение и мотивацию для осознанного выбора профессии и поиска своего жизненного призвания.

Работа центра профориентации будет реализована в несколько этапов.

В первом направлении стейкхолдеры – проще говоря, заинтересованные стороны, это – учителя, психологи, представители ВУЗов, центров занятости и других органов – будут работать на формирование у ребят осознанного выбора будущей профессии. На втором этапе дети пройдут специальные тесты, направленные на выявление скрытых способностей и навыков детей. Третий этап помогает психологу понять интересы ребенка и с учетом его способностей, выявленных во время тестирования, определить профильные предметы для сдачи ЕНТ. Четвертый этап предполагает активное сотрудничество ВУЗов и колледжей, когда представители последних предоставляют полную информацию о профессии, рассказывают о плюсах и минусах, востребованности на рынке труда, а кто-то возможно предлагает экскурсии на предприятия, для полного профессионального погружения. Пятый этап считается завершающим, когда выпускник, знающий о своих способностях, с учетом спроса на рынке труда выбирает ВУЗ и будущую специальность. Помимо этого, существуют еще два дополнительных направления. «KASIP бизнес» – когда во время тестирования у школьника выявляются предпринимательские наклонности, национальной палатой предпринимателей «Атамекен» будут проведены тренинги, семинары, для помощи учащемуся через стартап-проекты реализовать свои идеи. А также направление «KASIP SKILLS» нацеленное на обучение детей навыкам трудоустройства. Это качественное составление резюме, грамотное прохождение собеседования. В этом направлении очень важна роль центров занятости, которая входит в состав координационного совета.

Рассказывая о планах на будущий год, Гани Бектаевич отметил, что работа центра профориентации на сатпаевской площадке стартовала еще до официального открытия центра KASIP. Так, определенный объем работы уже сделан. В частности, учащиеся школ прошли online профдиагностику по системе KASIPTEST, которая позволила выявить у каждого школьника индивидуальные способности, профессиональные интересы, склонности и реальные возможности в освоении той или иной профессии. По итогам профдиагностики учащимся были рекомендованы профильное направление обучения и профильные предметы для сдачи ЕНТ.

В ходе заседания к сведению учителей были приведены результаты вышеуказанных тестов. Так, тесты показали, что из 98% прошедших онлайн профориентацию, 54% 9-классников и 7% 11-классников еще не имеют представления, какие профильные предметы выбрать при сдаче ЕНТ. При этом статистические данные последних лет показали, что по республике уже сменилась популярность на профессии, так, на первом месте медицинские, на втором технические и на третьем месте гуманитарные специальности.

Что касается факторов влияния на выбор профессии, то среди 9-классников на 1 % опрошенных повлияли профориентационные работы колледжей и ВУЗов, 35% не определились с выбором будущей профессии и только 42% намерены по своему желанию выбрать специальность. Среди 11-классников же 67% выбирают специальность по собственному желанию, тогда как на 13% опрошенных влияние оказывают родители. Между тем, Гани Бектаев привел ужасающие данные, которые были выявлены в ходе социологических исследований – 80% казахстанцев, которые выбрали профессию по наставлению родителей, наперекор своему желанию, не работают по специальности! 70% опрошенных хотят учиться в казахстанских ВУЗах, 20% еще в раздумьях, 9% желают обучаться зарубежом. Среди выпускников 11 классов 81% выбирают казахстанские ВУЗы, 12 % готовы уехать зарубеж. Интересны и данные о популярности ВУЗов Карагандинской области. Наиболее популярен Карагандинский государственно-технический университет, также Карагандинский государственный университет им.Е.Букетова и самый наименьший спрос – 3% от всех опрошенных, на Жезказганский университет им.О.Байконурова.

Озвучивая данные онлайн тестов, Г.Бейсембаев отметил, что это не только пища для размышлений, но и повод предпринять попытки изменить ситуацию как для учителей, так и для руководства колледжей и ВУЗов.

– Сегодня мы впервые за всю историю существования школ города на руки получили данные, раскрывающие реальную картину дел. Эти данные своего рода руководство к действию. Благодаря таким тестам есть возможность заполнить имеющиеся пробелы в профориентационной работе, устранить недочеты и предпринять необходимые меры для помощи школьникам в осознанном выборе профессии. Мы увидели первые результаты работы центра «KASIP», и надо сказать, весьма плодотворные. Я призываю всех членов координационного совета так же активно участвовать в работе центра, ведь от нашей с вами работы зависит будущее наших детей, а к нему относиться с равнодушием мы не имеем права, – сказал аким города А.Идрисов, избранный председателем координационного совета.

После заседания был принят и подписан план работы совета и определены дальнейшие направления работы, касающиеся создания благоприятных условий для молодежи в поиске будущей профессии, а значит и своего жизненного пути.

Айнур КУЛАШОВА.
Фото автора.

Комментарии закрыты.