Несломленный судьбой

В истории казахского народа было немало горестных страниц, связанных с многочисленной гибелью ни в чем неповинных людей, полных человеческих страданий и потерь. Это годы голодомора, унесшие сотни тысяч жизней, политические репрессии, итогом которых стали разрушенные семьи, ссылки, тюрьмы и массовый расстрел, иногда даже без суда и следствия. Еще, это война – не знавшая ни милости, ни жалости к старикам и детям, искалечившая миллионы судеб. И страшно даже представить, что были те, кто прошел все эти круги ада и выжил! Наперекор судьбе, которая каждый раз готовила новые испытания, словно проверяя на прочность и силу духа.

О судьбе своего отца, ветерана Великой Отечественной войны Мухамеджана Конырбаева, которого жизнь крепко потрепала, но так и не смогла сломать, нам рассказала его дочь, моя свекровь, Агагуль Мухамеджановна.

Мухамеджан Конырбаев родился в 1911 году в местности Курайлы вблизи села Байконыр Улытауского района. Его отец был очень зажиточным человеком, богатству которого мог позавидовать любой. Однако не приносило это несметное богатство радости мужчине. Наследника, кому бы все имущество осталось, в семье не было. Глубоко переживал отец смерть своих сыновей, которые умирали друг за другом, едва появившись на свет. И вот, когда надежда почти покинула главу семейства, на свет появляется долгожданный сын. К слову, которому в течение всей жизни придется доказывать свое право на существование…

Рождение Мухамеджана становится настоящим чудом для семьи. Родители, уже отчаявшиеся иметь сына, боясь сглаза, из суеверия отдают малыша близким родственникам на воспитание. Строго наказав, чтобы мальчик не называл папу отцом, а звал ага – братом.
Хоть и появится у семьи наследник, но распорядиться имуществом богатого отца Мухамеджану так и не было суждено. В начале 1930-х годов началось принудительное раскулачивание – насильственное лишение зажиточных крестьян земель, имущества, скота. Многих, кто сопротивлялся, не желал отдавать нажитое своим трудом, выселяли из родных аулов, отправляли в ссылку. Забирали не только скот и земли, но и расстреливали мужчин, семьи же подвергались гонениям и насилию.

– Тогда, поняв, что одно лишь его присутствие будет угрозой для жизни и здоровья членов семьи, мой дед, отец Мухамеджана, решает бежать. Так он пытался оградить семью от террора со стороны большевиков. Как вспоминал мой отец, дедушка бежал из родного аула вместе с братом. Они и сами не знали, куда идти, ушли, как говорится, «куда глаза глядят». Прощаясь с семьей, дед попросил сына заботиться о матери и сестрах, которые родились вслед за Мухамеджаном. Мой папа так до конца жизни и не узнал, что стало с его отцом. Дедушка пропал без вести, – рассказывает о воспоминаниях отца свекровь.

…Тем временем жизнь во всем ауле приходит в упадок. У людей отнимают даже последнюю корову или кобылу, кормившую все семейство. Детям и женам раскулаченных баев, чьи мужья были расстреляны или попали в тюрьмы, приходится особенно тяжело. Ни одной скотины не остается и у Мухамеджана, у которого на тот момент была уже и своя семья.

По древним казахским обычаям, его женят в 13 лет. И когда после побега отца он остается за главного, юноша уже имел двоих детей и жену. Помимо их на руках еще остались две младшие сестры, мать и младшая жена, токал отца.

Кормить большое семейство Мухамеджану было очень тяжело. Но как окажется позже, настоящие трудности ждали его впереди.
Сразу после раскулачивания в ауле начался джут – страшный голод. Люди, лишившиеся источника пропитания – скотины, начинают гибнуть от голода. Многие покидают родные дома в поисках еды. Кто-то из аула решается уйти в Узбекистан. В надежде, что если не умрут с голоду, то хотя бы не придется умирать от холода, Мухамеджан вместе с семьей тоже примыкает к группе односельчан.

– Отец вспоминал, что голодные и измотанные люди с трудом могли идти. Ослабленные дети и женщины, старики умирали прямо в дороге. Кто-то не выдерживая мучительный голод лишался рассудка. Про то, чтобы хоронить кого-то и речи не было. У людей не было сил на это. К тому же, нельзя было отставать от идущих. Потеряться в пути означало бы обречь себя на неминуемую гибель. Так рассказывал отец, – говорит Агагуль Мухамеджановна.

Лишения в пути пережил и сам Мухамеджан, потеряв почти всю семью. Родная мать и токал отца, жена и маленькие дети умрут от усталости и голода.Чудом останутся живы только младшие сестры.
Когда, наконец, потеряв счет во времени и в количестве жертв, пеший караван все-таки дошел до Узбекистана, Мухамеджан первым делом отдает сестер в детский дом, чтобы хотя бы они избежали голодной смерти. Он надеялся, что государтво не даст умереть без еды маленьким детям.

Сам же Мухамеджан направляется на базар, в поисках работы за еду. Благо, земля в Узбекистане плодородная, торговцам всегда найдется что продавать. К одному из продовцов устроится и наш герой. Плата за целый день тяжелой, изнурительной работы – кукурузный отвар – вода, в которой варилась кукуруза. Именно она и спасет мужчину от голода.

– Папа рассказывал, что были и такие дни, когда обещанную воду даже не давали и приходилось заставлять себя уснуть, чтобы забыть о голоде. Он говорил, что каждую ночь думал о том, наступит ли завтра рассвет для него. И все время плакал, когда рассказывал о тяжелых днях в Узбекистане, а мы, с братом, видя, как ему нелегко от этих воспоминаний, сильнее прижимались друг другу и молчали, боясь выронить и слово.

Тем временем, страшные вести о джуте доходят и до старших сестер Мухамеджана, которые совсем юными выйдя замуж, переехали на юг.
Встревоженная за семью, старшая Тажигуль едет в родной аул. Но там ей сообщают, что младший брат со всей семьей уехал в Узбекистан. Отчаянная женщина отправляется в Узбекистан.

Узнав, что почти все казахи, перкочевавшие туда, выживают на базаре Андижана, Тажигуль тоже едет в Андижан.

«В тот день я чувствовал себя сильно разбитым. Из-за постоянного голода хотелось только лежать и не двигаться . Но умереть от голода тоже не хотелось. Собрав последние силы, едва волоча ноги, я потащился на базар. За работу выдали шелуху от кукурузы. Боясь посторонних голодных взглядов я побежал в сторону выхода, и вдруг в толпе заметил знакомое лицо. Я не сразу сообразил, кого мне оно напоминает. На секунду мне показалось, что это моя сестра Тажигуль. Но откуда ей здесь взяться? Я хотел побежать дальше. Но остановился и пошел в сторону, где увидел ту женщину. Я не мог поверить глазам – это была она. Моя кровинка. Моя сестра, которая в поисках семьи не побоялась приехать в чужую страну. Тогда я понял, что не зря так цеплялся за жизнь. Оказывается меня искали, ждали, любили все это время». Так папа вспоминал свою встречу с сестрой и всю жизнь был благодарен ей за любовь и преданность, – вспоминает моя свекровь.
Так, родные люди обрели друг друга на чужбине, совсем далеко от Родины. Всю ночь проплакав, вспоминая родителей и сестер, наутро они едут в Казахстан. Сестра забирает брата к себе в Кызылорду. Тажигуль окружает его заботой и любовью, а ее муж Мейрам по-отцовски поддерживает молодого человека, став другом и родным человеком.

Забирают к себе на воспитание сердобольные супруги и младшую сестру Балмоншак, которую в детском доме пришлось оставить Мухамеджану в возрасте 5 лет. А вот вторую, трехлетнюю Баглан, найти так и не удастся.

Казалось, что жизнь осиротевшего, овдовевшего мужчины потихоньку стала налаживаться, душевные раны понемногу начали затягиваться. Но словно посчитав воссоединение сирот слишком дорогим подарком, судьба наносит новый удар. В стране начинается Великая Отечественная война и родным людям вновь придется расстаться. Опять неизвестно насколько.

На фронт 30-летний солдат отправился в 1941 году из Сырдарьинского района Кызылординской области. Попал в 550-й стрелковый полк.
Первый год от брата письма будут приходить регулярно. Никаких подробностей о тяжелой солдатской доле, о сражениях в них не было. Он лишь интересовался о том, как сестры, что нового, сам же писал только о своем местоположении.

О том, что брат на войне чудом выжил после ранения, сестры узнают только после возвращения Мухамеджана домой.

А ранение он получит в кровопролитном бою под Сталинградом. Тогда на его глазах погибнут много фронтовых друзей. Лишь чудом фашистский снаряд взорвется не над Мухамеджаном, а вдали от него. Однако даже осколочного ранения в ногу хватит, чтобы мужчина попал в госпиталь с тяжелым ранением.

Потери советских солдат в том сражении были настолько велики, что в госпиталях вблизи Сталинграда не хватит места для раненых солдат. Многих отправят в другие города. Так и солдата Конырбаева доставят в Харьков. Ногу удастся спасти от ампутации, но боевой путь придется прервать и вернуться на Родину.

А осколок, так и оставшийся в ноге, до конца жизни будет напоминать солдату о потерях и лишениях на войне…

– Отец, как и многие ветераны, не любил вспоминать о войне, – говорит моя свекровь. – Не носил медалей. Не показывал их. Однажды мы сами нашли их в сундуке. Там лежал «Орден Великой Отечественной войны 2 степени», медаль «За доблестный труд в годы ВОВ», много юбилейных медалей. Только тогда мы поняли, что наш папа воевал. Мы с братом тут же побежали к нему. На наши расспросы он лишь сухо ответил «Да, медали мои. Воевал». А потом отвернулся и ушел в глубокое молчание. Мы потом только осознали, насколько тяжело ему было вспоминать обо всех ужасах войны.
После возвращения в Кызыл-орду, Мухамеджан принимает решение ехать в Джезказган, где набирает обороты горная промышленность, за счет чего развивается и весь регион.

Здесь, в местности, известной всем как поселок Тортиншим, он начинает новую жизнь. Устраивается на железную дорогу. Через некоторое время создает семью с молодой девушкой Сарой.
Однако в личной жизни все складывается удачно не сразу. Судьба и здесь испытывает терпение мужчины, на долю которого и без того выпало немало страданий. Теперь уже отсутствием желанных детей. Спустя лишь девять лет на свет появится первенец – дочка. Следом за ней наследник – Галым.

В начале статьи я упоминала, что Мухамеджан называл отца «ага». В честь своего без вести пропавшего отца он и назвал дочку Агагуль.
До выхода на пенсию долгие годы ветеран войны трудился в сфере торговли. По стопам отца пошла и дочь. А сын Галым выбрал горняцкое дело.

– Отцу пришлось пережить очень многое. Его жизнь не была полна радостей, а наоборот, состояла из потерь и трудностей. Ничего в этой жизни не давалось ему легко. Но, несмотря на все испытания судьбы, он не озлобился, не потерял доброту души и мягкость сердца. Удивительным образом он сохранил в себе жизнелюбие, милосердие к людям, безмерную благодарность Всевышнему за позднее счастье. Ведь он стал повторно отцом только после пятидесяти лет! Учил нас любить жизнь вопреки всем невзгодам, быть добрыми к окружающим, милосердными к нуждающимся в заботе. И навсегда остался для нас примером силы духа и мужества, самоотверженной любви к своей семье, – с теплотой в голосе заканчивает свой рассказ дочь ветерана.

Жизненный путь Мухамеджана Конырбаева еще раз доказывает, что трудности лишь закаляют сильного духом человека, делают его сильнее. И, в конце концов, он обретает счастье, иногда даже наперекор судьбе.

Айнур КУЛАШОВА.

Комментарии закрыты.