Правильное понимание светского общества и государства

Общеизвестно, что в современном мире Казахстан выбрал свой путь. Наш путь – это светское общество и государство. Светское государство – это конституционная характеристика государства, означающая: обеспечение равенства религиозных объединений, свободы совести и равноправия граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных организаций в различных сферах жизни общества; светский характер государственной системы образования и воспитания, которая не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. И, само собой разумеется, что светскость нашей страны закреплена на конституционном уровне.

Вместе с тем на законодательном уровне гарантируется и обеспечивается свобода совести, вероисповедания, свобода религиозных организаций. Сегодня светскость общества является гарантом развития и модернизации государства. Стоит отметить, что в каждом светском государстве обязаны присутствовать четко сформулированные светские принципы. Если они не будут соблюдаться, то государство станет уязвимым для межконфессиональных конфликтов. Поэтому нельзя допускать в Казахстане распространения бездуховности и наряду с этим радикализации религиозных взглядов. Самое главное, чтобы всё вышесказанное реализовал на практике сам народ. Казахстанскому обществу, основанному на светских принципах необходимо понимать, что мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества. В таком мире не должно быть места взаимной подозрительности, дискриминации по религиозным и иным основаниям. Это будет сообщество, в котором прогресс будет измеряться не только количеством материальных благ, но и высокой нравственностью и ответственностью людей.

Подытоживая вышесказанное, мы должны понимать, что есть великие неоспоримые ценности, никак не связанные с материальным благополучием, которые навсегда останутся для человека приоритетными и основополагающими. Главные из них – духовность, нравственность. Их основным носителем является религия, сохраняющая выработанные веками национальные и религиозные традиции, самобытный исторический и культурный опыт каждого народа.

В заключении хотел бы процитировать композитора, просветителя и мыслителя Абая Кунанбаева. В тридцать восьмом слове Абай говорит о необходимости духовного возвышения человека: «Разум человека совершенствуется безграничной, неиссякаемой любовью к добру. Совершенным мастерством своим Всевышний создал мироздание и человека, чтобы тот мог расти и продолжать род людской. Святой долг каждого из нас – множить число своих друзей. Это зависит от сердечности, благорасположенности к окружающим, что вызовет ответное чувство, или хотя бы не желайте зла другим, не пытайтесь возвыситься над другими словами или делами».

Еркебулан ЖАГИПАРОВ,
руководитель отдела мониторинга и анализа КГУ «Центр общественного развития и молодёжи
г. Сатпаев».

Комментарии закрыты.