Степной богатырь

С именем этого народного батыра связано много мифов, но по прошествии времени на основе научных исследований доказано: он реальная историческая личность, борец за независимость в годы становления Казахского ханства.

Помню, как казахский героический эпос о Кобыланды мы с упоением читали от корки до корки еще в младших классах. В русском переводе в 60–70-е годы он публиковался разве что небольшими отрывками. Да и полный казахский текст можно было найти лишь в отдельных изданиях. Их тираж был незначительный, и на полках книжных магазинов они были редкостью. Поэтому тот, кто имел в домашней библиотеке сказание о славном батыре, считался тогда по-настоящему везунчиком. Позднее, с обретением независимости, свет увидят многие полноформатные издания образцов эпоса, дошедшего к нам из уст известных жыршы прошлых столетий.

Исследователи говорят, что самый древний вариант «Кобыланды-батыра», увы, не сохранился. Дошли лишь записи, сделанные в XIX веке со слов десятка жырау. Из них выделяется вариант Даулетше, который по идейно-художественным достоинствам близок к устному сказанию жыршы Марабая, записанному Ибраем Алтынсариным. Как известно, фрагмент эпоса о походе Кобыланды против хана Казана Алтынсарин поместил в 1879 году в «Киргизскую хрестоматию».
В общей сложности мы имеем 29 вариантов эпоса в стихотворной форме. Они отличаются друг от друга своеобразной художественной формой подачи, слогом, причем в них нет повторений. В основе сюжета – борьба батыра Кобыланды, предводителя кыпчаков, с захватчиками кызылбашами, его ратные подвиги. Народный акын Нурпеис Байганин посвятил батыру один из самых объемных вариантов сказания – в 9 тысяч строк.

Долгое время считалось, что образ Кобыланды – вымышленный, мифологический, поскольку в преданиях присутствует много эпических мотивов. Это и крылатый говорящий конь Тайбурыл, и волшебная сила батыра, который один бесстрашно вступает в схватку с 40-тысячным вражеским войском и побеждает, и дар батыру от Коктима Аймака, отца Кортки, четырех туч в небе.

Я четыре тучи даю, сын мой,
в подарок тебе.
В летний день с востока
придут.
В зиму с севера налетят.
А когда враги нападут –
о врагах
они возвестят.

А чего стоят строки о Тайбурыле, которого взрастила мудрая жена батыра Кортка: «…Он летит, и бугристой земли копытами не достает. На пути повстречает скалу – он скалу превращает в золу». В переводе Семена Липкина впечатляют такие строки: «…Сорок тысяч шумело врагов. Но считал богатырь Кобыланды – будто сорок там человек».

Отрывки «Кобыланды-батыра» в разные годы публиковали Василий Радлов, Григорий Потанин, Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов и другие. Художественные особенности героического эпоса рассматривали в своих научных трудах Алихан Букейханов, Мухтар Ауэзов, Алькей Маргулан, Малик Габдуллин…

Позднее ученые провели текстологические исследования, и был записан полный вариант эпоса. В своих изысканиях они не могли не обратить внимание на то, что в большинстве вариантов преданий указаны конкретные названия мест, где жил и защищал родную землю от врагов батыр. Это, к примеру, прослеживается в жырау у известного акына Айсы Байтабынова:

Он таңбалы Ұрымда
Қырық танбалы қырымда
Қазақ елінде…
Жирен деген көл еді
Қобда деген жер еді
Қобдада туған
Қобыланды деген ер еді.

А в сказании Нурпеиса Байганина точно указывается даже место погребения батыра на берегу Большой Кобды:

Тоқсан жасы келгенде
Судан болды жаласы.
Ешкіқырған сағасы
Ұлы Қобда жағасы.
Дөнкиіп тұрған қараоба
Тоқтарбай қарттын баласы
Ер Қобыландының моласы.

Непосредственно на кочевье Кобыланды в Жиренкопа сделали акцент в своих песнях известные жыршы Кошелек Еламанов, Мергенбай-жырау и другие. В процессе изучения, поиска и нахождения той самой местности, которая указывается в эпосе, ученые приходят к выводу, что Кобыланды – не мифический герой, а историческая личность, которая проживала в XV веке. На это укажет в своих исследованиях и отечественный ученый Мухамеджан Тынышпаев.

В энциклопедических источниках также сказано, что Токтарбайулы Кобыланды происходит из рода кыпчак, а именно из кара кыпчак. В легендах и преданиях его так и называют – кара кипчак Кобыланды. Согласно родословной, он жил в XV веке, во времена правления Абылхаир-хана, потомка сына Джучи Шайбана, и был одним из его военачальников.

Касаясь своей родословной, Шакарим как-то писал: «Предок нынешних аргынов Дайыркожа был любимым кази у Абылкайыра. Из-за того, что справедливо вещал власть, его назвали Акжол-бием. Другим любимцем хана был кара кипчак Кобыланды. Они враждовали друг с другом, и однажды в степи Кобыланды убил Дайыркожу. Жанибек-хан, узнав об этом, просит у Абылкайыра убить Кобыланды, чтобы отомстить за смерть Дайыркожи… Абылкайыр не смог выполнить его просьбу, опасаясь недовольства со стороны кипчаков, он предложил выплатить выкуп как за трех человек. Оскорбленный этим, Жанибек создал отдельное ханство».

О достоверности написанного Шакаримом свидетельствуют также стихи, сочиненные отцом Дайыркожи, Котан-жырау, где он оплакивает смерть сына и обвиняет в этом кара кипчака Кобыланды.

Весьма важным источником сведений о Кобыланды остается сложенный народом эпос о подвигах, мужестве батыра в период военных столкновений с персами. Из текста видно, что батыры, сражавшиеся рядом с ним, – потомки знаменитого батыра Едиге. Тот факт, что Кобыланды-батыр был дружен с батыром Ораком и враждовал с Алшагыром, свидетельствует, что Казахское ханство поддерживало в Ногайском ханстве, внутренне разделенном на два лагеря, одних и враждовало с другими.

На основе детальных исследований ученых будет установлено, что родился Кобыланды в Ногайской Орде, в долине реки Ешкикырган, возле современного села Жиренкопа Хобдинского района. Был современником первых казахских ханов Жанибека и Керея, степного гения Асана Кайгы, боролся за независимость в годы становления Казахского ханства.

Говорят о том времени и названия древних курганов Жалгызоба, Кособа, Бесоба, которые упоминаются в эпосе «Кобыланды-батыр». Каждый из курганов и ныне окружен могильными плитами. Такие названия, как Кособа, Жиренколь, Ешкикырган, гора Тасбулак, родник Тумшан, сохранились без изменений. Последние дни своей жизни батыр провел на берегах Хобды и был похоронен в месте слияния Ешкикыргана и Большой Хобды.

Позже данное погребение будет обнаружено именно в этой местности. Старожилы подтвердят, помня слова своих дедов-прадедов, что когда-то здесь возвышался мавзолей высотой 18,5–19 м. Построен он был из местного сырца – жженого кирпича. О том, что такой объект существовал и разрушился в 1906 году, в своем докладе оренбургскому губернатору писал и один из российских путешественников-исследователей: в 40 км от Илецка близ устья р. Кобда есть захоронение Кобыланды, оно разрушилось, и теперь местные жители рядом с ним хоронят родственников.

При Советах кирпичи разрушенного мавзолея разобрали, чтобы построить в совхозе маслозавод. Позже, при развале Союза, местный люд растащил по кирпичикам для собственных хозяйственных нужд и маслозавод. И от места захоронения батыра осталось, можно сказать, ровное место…

За проведение раскопок могилы для подтверждения, что там покоятся останки великого батыра, в начале 70-х годов по решению руководства республики взялась группа ученых. Антрополог, академик Ноэль Шаяхметов – один из первых ученых, исследовавший погребение и останки Кобыланды-батыра. Как рассказал он позднее в своем отчетном письме, в тот период он занимался раскопками мавзолеев выдающихся казахских деятелей и восстановлением их внешнего облика по методу антропологической реконструкции профессора Герасимова. Среди них были поэт, один из руководителей освободительного движения Махамбет Утемисов, композитор и кюйши Курмангазы Сагырбаев.

В Актюбинской области на территории Хобдинского района – в селе Жиренкопа – была проведена исследовательская работа по поиску могилы Кобыланды-батыра. Место его захоронения указали местные старожилы, которые получили эту информацию от своих отцов и дедов. Руководствовался ученый и тем, что данная территория упоминается в эпосах и дастанах, посвященных Кобыланды, – это озеро Жиренколь, местность Ешкикырган, река Кобда и т. д.

Предполагаемая могила Кобыланды-батыра была вскрыта. Шаяхметов убедился, что захоронение древнее. Был обнаружен мужской скелет, который, по предположению ученого, мог быть останками Кобыланды-батыра. При внешнем осмотре было видно, что они действительно принадлежали человеку крупного телосложения. Для продолжения исследовательской работы ученый увез останки в Алматы.

Однако позже по ряду причин антропологические работы им не были завершены. А после переезда ученого на постоянное место жительства в Москву останки были переданы в Институт истории. Так исследования застопорились на долгое время. И лишь с обретением независимости этим вопросом вновь занялись более основательно.

В рамках государственной программы «Культурное наследие» по инициативе главы региона Елеусина Сагиндыкова к работе в те годы была привлечена большая группа историков, археологов, и вновь обследовано место захоронения и раскопок. Учеными во главе с академиком, известным казахстанским антропологом Оразаком Смагуловым проведены комплексные исследования костных материалов как из раскопок Ноэля Шаяхметова, произведенных им во второй половине прошлого столетия, так и из самого мавзолея в селе Жиренкопа Хобдинского района в результате новых археологических изысканий. Важно было путем историко-антропологического анализа идентифицировать останки на предмет их принадлежности батыру.

Из 14 костных материалов, собранных Шаяхметовым, Смагуловым первоначально были выявлены два наиболее вероятных объекта. Сопоставительный анализ позволил получить наиболее достоверные результаты. В отчете указано, что «после детального исследования объект № 1 (основной) полностью удовлетворяет наиболее существенным критериям для его историко-антропологической идентификации с искомой исторической личностью Кобыланды-батыра». Была также выполнена антропологическая скульптурная реконструкция внешнего облика батыра по его черепу в лаборатории имени Герасимова в Москве.

Это стало сенсационным научным открытием! Тем самым была поставлена точка в долгих спорах о том, мифический герой Кобыланды или нет. В начале 2000-х останки батыра доставили в поселок Жиренкопа и в соответствии с казахскими обрядами и почестями в присутствии муллы с молитвами предали земле именно в том месте, откуда много лет назад были вывезены.

– Хорошо помню тот день, – вспоминает общественный деятель, заслуженный работник культуры РК Еркин Курманбек. – Я работал тогда директором областного историко-краеведческого музея, и повезти останки батыра на прежнее место захоронения было поручено мне. Так сложилось, или это воля Аллаха, мы остановились в селе Жиренкопа именно в том доме, где когда-то при раскопках могилы устраивался на ночлег антрополог Шаяхметов, откуда потом он и увез на машине останки. В этом же доме теперь через столько лет мулла сшил кебін, чтобы на следующий день предать кости батыра родной земле… Действительно знаковое стечение обстоятельств.

На месте перезахоронения Кобыланды по инициативе руководства области было решено построить мемориальный комплекс. Выделены немалые средства, привлечены лучшие скульпторы, архитекторы, строители. После долгой и кропотливой работы 8 сентября 2007 года в селе Жиренкопа прошла церемония открытия мавзолея, ставшая событием международного масштаба.

Поклониться и отдать дань памяти выдающемуся батыру казахского народа, личности, известной всему тюркскому миру – кара кипчаку Кобыланды – приехали со всех уголков страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Собрались видные ученые и писатели, потомки батыра, представители общественности.

Стоит отметить, что комплекс возведен на месте погребения с учетом обломков и углов старого разрушившегося мавзолея, фундамент которого был засыпан землей и все же сохранился. По замыслу архитекторов объект схож с огромным богатырским шлемом, верхняя его часть – купольная форма. Высота с полумесяцем составляет 18 м, диаметр – 12 м, вокруг комплекса установлены менгиры. У входа – каменные изваяния высотой по 2 м.

Внутри мавзолея находится надгробный камень койтас весом 2 тонны, высотой 2 м, украшенный гравюрным орнаментом. В центре на каменном шаре установлена золотая фигура птицы Самрук, а вокруг нее – 8 освещенных скульптур барсов. Данный шырак выполнен по аналогии с шыраком в комплексе Ходжи Ахмета Яссауи.

В центре мавзолея сдвинуты вместе три копья с серебряными наконечниками, они закреплены щитом, символизирующим единство трех жузов, готовых защищать родную землю. Эту четырехметровую композицию создали известные алматинские кузнецы-оружейники братья Кульмантеги. Автор комплекса «Кобыланды-батыр» – известный архитектор Бек Ибраев.

На территории объекта расположен музей, где собраны все документы-исследования археологов, ученых-антропологов, историков. По словам директора комплекса Азамата Калмагамбетова, в фондах музея хранится несколько сотен экспонатов. Обращают на себя внимание и оружейные доспехи, кольчуга, шлем, изготовленные известными мастерами-умельцами.

Мемориальный комплекс «Кобыланды-батыр» сегодня стал одной из основных точек туристического маршрута области. Два года назад он прошел очередную реконструкцию. Число посетителей растет. Жиренкопа находится в приграничье с Россией, и в летнее время сюда обычно приезжают немало туристов. Многие удивляются: «Кобыланды не сказочный герой?!» Для туристов вблизи комплекса по инициативе и на средства мецената – потомка кара кипчака Кобыланды-батыра – Серикжана Сейтжанова – построена гостиница. Действует визит-центр.

По словам Еркина Курманбека, место, где покоится народный герой, сакральное. С ним связаны и многие народные поверья. Местные аксакалы рассказывают, что в 2007-м перед открытием мавзолея неожиданно поднялся порывистый ветер, пыльная буря обволокла степь. А потом все резко затихло – и наступила ясная погода. И люди увидели далеко над куполом небольшие легкие облака и гордо парящего в небе орла.

Точно как в сказании:
Я четыре тучи даю, сын мой,
в подарок тебе.
В летний день с востока
придут…

Жубаныш БАЙГУРИНОВ.
www.kazpravda.kz

Комментарии закрыты.