Проходка стволов шахт – их призвание (Посвящается 55-ой годовщине со дня создания шахтопроходческого треста)

К середине шестидесятых годов двадцатого столетия перед Жезказганским горно-металлургическим комбинатом была поставлена задача по увеличению мощностей рудников по добыче медной руды. Медная руда добывалась шахтами-гигантами № 55 и №57. Но, этого было недостаточно для Союза. С этой целью 30 марта 1966 года Распоряжением Совета Министров КазССР была создана специализированная строительная организация – Жезказганский шахтопроходческий трест.

Строительство шахты не бывает без ствола, поэтому с первых дней своей работы в тресте уделялось особое внимание проходке, креплению и армировке стволов шахт. В районе шахты №65 было 9 стволов. Глубина стволов от поверхности земли была от 420 м до 760 метров, диаметром 5,5-8 м крепились бетоном и железобетоном, а затем производилась их армировка.

С этой целью в составе шахтопроходческого треста было создано шахтопроходческое управление №3 по проходке, креплению бетоном и железобетоном вертикальных стволов всех назначений, армировке этих стволов, выполнению электромонтажных, монтажных работ дробильных комплексов, вагоноопрокидов и других подземных горно-строительных работ. Начальниками шахтопроходческого управления №3 были: М.Сулейманов, затем Г.Афанасьев, затем К.Аккошкаров. Главными инженерами – В.Ким, Романько, начальником ППО – В.Коробейников, затем С.Кожахметов, начальником отдела труда – Б.Байназаров, геологом – С.Таранова, начальником планового отдела – Ш.Умирова, экономистами – А.Жаманбаев, Ж.Аскарова, К.Аше­нов и др. Начальниками участков и механиками по стволам были В.Переверзев, В.Кривоносов, Стрельников, И.Обербадин, И.Шрайнер, Б.Абенов, Романько, Скрыльник, Н.Боженко, А.Шамшатов, С.Ширяев, Слонов, Туменбаев и др. Монтажные участки возглавляли Ф.Жуков, затем Р.Бейсембаев, электромонтажный участок – А.Мукашев, О.Усманов, затем Е.Абдикасов, строительный участок –
М.Абенов, затем Б.Темирбаев и М.Сагатов. Вспомогательные цеха были централизованы, их возглавляли: ЦОШМ –
А.Сапин, мехцех – А.Айкимбаев, участок МТС – С.Федоров, котельный участок – С.Почекиро. На всех горно-капитальных участках для достижения конечных результатов была поставлена задача выполнения плана-графика. С этой целью велись работы по внедрению новой техники и технологий, оснащению и проходке стволов шахт, их армировке; буровзрывные работы; монтажные и электромонтажные работы; крепление выработок бетоном и железобетоном; работы подъемов и АБК; общестроительные работы, а также транспортные работы по доставке бетона к стволам и запасных частей, и другие работы, необходимые для производственных нужд. Таким образом началось становление работы коллектива управления. Не хватало рабочих и специалистов по проходке, креплению и армировке стволов шахт, и они были приглашены из Украины. По договоренности с руководством комбината этим специалистам выделялись квартиры для проживания в г.Сатпаев. Шахты-гиганты на месторождении у нас были, а строительство шахты-гиганта №65 в девятой пятилетке было объявлено республиканской стройкой. Специалисты готовились в горном техникуме, но их не хватало. Назревала необходимость подготовки своих специалистов горных инженеров. С политехническими институтами Караганды и Алматы заключались договоры и оттуда прибывали молодые специалисты, которые работали на участках. Среди них А.Коврыгин, Р.Бейсембаев, Е.Джабагенов, С.Есенбаев, А.Татагулов, Ж.Досанов,
А.Ким, Д.Айкимбаев, У.Усманов, Е.Абдикасов, Н.Щегольков, А.Кирилов, В.Спицин, а также другие горные инженеры. Директор Газиз Омаров беседовал с каждым из нас и объяснял о задачах, стоящих перед коллективом треста и каждого подразделения треста. Дисциплина у него была на первом месте. За время работы коллектив управления на шахтах №№ 54-бис, 57-бис, 65 всп, 65 гл, 65 гр, 65-бис, 67 кл, 67 гр, 68, 69, 70, 74, 73/75 и Анненская 2, 3, стволы клетьевой, грузовой и скиповые №1и №2 на Анненском руднике проходил вспомогательные стволы шахт, производил их армировку, бункеры для дробления руды, их крепление, прокладывал технологические трубы и кабели, производил монтаж копров и опрокидов для бадей и вагонов, поверхностные и подземные вагоноопрокиды и другие виды горных работ для своевременного ввода объектов в эксплуатацию. В этот период начальником управления был Кадырбек Аккошкаров. На проходческих работах стволов отличались бригады, возглавляемые А.Перепичкой, В.Малащенко, И.Кобытевым, Найчиком, Разиевым, Г.Соловьевым, В.Боячкиным, М.Кушербаевым и другими бригадирами. Скорости проходки стволов на основе внедрения новой техники и технологий увеличивались с 30 метров в месяц до 70 метров, затем до 120 метров, а позже и до 150,3 метров в месяц. Так применялись комплексы БПС-3, 2-этажный проходческий полок, 4,2-метровая секционная опалубка. Забой ствола бурился до технологического отхода ручными перфораторами ПР-30Л, а после – буровой установкой БУКС-1м. Погрузка породы до технологического отхода осуществлялась ручным грузчиком КС-3, а затем применялся комплекс КС/2у-40, подвешиваемый на монорельсы полка и управляемый из кабины, а погрузка породы производилась в бадьи емкостью 3 м3. Откачка воды производилась при малом притоке насосом Н-1м в бадьи, а при большем притоке – подвесным проходческим насосом ППН-2. На Анненском руднике из-за большого притока воды при проходке стволов применялась предварительная цементация забоя. После заряжания шпуров взрывчатыми материалами, взрывание производилось электрическим способом с «минной станции» на поверхности. Для спуска-подъема людей, материалов и грузов использовалась подъемная машина 2Ц-4-2,3 и лебедки различного назначения. Для транспортирования породы от ствола до отвала, бетона с БРУ, запасных частей и вспомогательного оборудования использовались автосамосвалы КрАЗ-256. Хорошо работали работники электрослесарной службы и АБК. В результате итогом слаженной работы явился ввод в эксплуатацию первой очереди шахты-гиганта №65 в нормативный срок, через семь лет от закладки стволов в мае 1975 года. Показатели проходческих работ увеличивались и достигли скорости 189,3 метра в месяц на стволе №66 в 1980 году. Этого достигла бригада проходчиков во главе с Анатолием Перепичкой. Это стало всесоюзным рекордом. В общей сложности в 1980 году было пройдено 1285 п.м стволов. Немалый вклад в достижение общих результатов внесли и бригады, возглавляемые монтажниками Б.Айбековым, А.Махановым, Круштоповым, Долгаймером и других. В 1977 году бригадир монтажников А.Маханов стал лауреатом Государственной премии КазССР. Эффективный труд коллектива управления по достоинству был оценен правительством Республики и Союза. За высокие производственные показатели многие работники управления награждены правительственными наградами. Среди них бригадир монтажников Б.Айбеков – орденом Ленина, бригадиры проходчиков А.Перепичка, бригадир монтажников А.Маханов, начальник управления №3 К.Аккошкаров – орденами «Трудового Красного Знамени», машинистка подьема З.Синюк – орденом «Знак Почета», рукоятчица В.Тюрина – медалью «За трудовое отличие», рабочие Л.Нугуманова, Л.Широкова, Е.Хоменко, Б.Мазтаева – медалями «За трудовую доблесть» и другие.
Коллектив управления продолжал строительство Анненского рудника и шахты №67, где были пройдены по 6 вертикальных стволов и их крепление. В одиннадцатой пятилетке (1981-85 гг.), коллектив управления неоднократно завоевывал призовые места в социалистическом соревновании среди шахтопроходческих управлений коллектива треста. В двенадцатой пятилетке (1986-90 гг.) коллектив управления продолжал строительство стволов на этих объектах и проходил 3 ствола на шахте № 73/75 и № 74. В 1992 году коллектив треста перешел в состав ПО «Жезказганцветмет». С 1995 года ПО «Жезказганцветмет» перешел в подчинение ТОО «Корпорация «Казахмыс».
После сдачи в эксплуатацию шахты № 73/75 в конце 1999 года, руководством корпорации «Казахмыс» было принято решение о начале строительства на месторождении Жаман-Айбат. Общестроительные работы были поручены Строительно-монтажному тресту. Оснащение и проходку двух вентиляционных стволов было решено поручить ЖШПТ, а скипо-клетевой и грузовой стволы – АО «Караганда шахтопроходка». Общее руководство осуществлял А.Шегирбаев – заместитель генерального управляющего корпорации «Казахмыс» по капитальному строительству. В начале января 2000 года в кабинете управляющего ЖШПТ состоялось совещание по началу строительства рудника «Жаман-Айбат». Проводил его Генеральный управляющий АО «Корпорация «Казахмыс» Р.Б.Юн. Руководство работами от ЖШПТ было возложено на начальника ЖШПУ-3 Е.С.Джабагенова.
Первый караван от СМТ на место будущего рудника был организован в середине января 2000 г. Возглавлял его начальник УКСа В.Г.Марченко. Были завезены блоки, плиты для строительства общежитий. К концу января 2000 г. состоялась первая разведочная поездка работников ЖШПТ на место строительства. На центральной площадке побывали С.Е.Есенбаев, начальник ПО треста, Е.С.Джабагенов, начальник ЖШПУ-3, Г.П.Артюшкин, главный геолог треста, Е.Б.Аюбеков, начальник ЦОШМ треста. В конце марта А.Шегирбаев, заместитель генерального управляющего организовал первую поездку на Жаман-Айбат. В ней участвовали: директор СМТ В.Н.Тихомаев, начальник СРСУ С.М.Мукашев и представители УКСа и института НИПИцветмет.
В начале апреля первый караван от ЖШПТ возглавил прораб строительного участка М.Сагатов. Были завезены оборудование и материалы для начала строительства АБК на вент. стволе № 2. Вахты поочередно возглавляли начальник участка Б.К.Темирбаев и прорабы М.Сагатов, С.Ажбенов. За месяц был построен АБК и начаты земляные работы под ноги копра вент. ствола №2. Несмотря на определенные трудности коллектив самоотверженно работал, и к концу года были выполнены работы по монтажу копра и начато сооружение технологического отхода по стволу №2. Монтажными работами руководили поочередно
У.А.Усманов и А.Маханов, электромонтажными – Т.Бабатаев и В.Мосолов. Горнопроходческими работами руководили: В.А.Спицин, начальники участков Е.С.Жабагенов,
А.Х.Сафин и И.А.Кошкумбаев. В это же время силами СРСУ под руководством С.М.Мукашева на центральной площадке велись работы по строительству 2-х общежитий, БРУ и ангара для автомобилей. В 2000 году были начаты работы по строительству автодороги Мибулак – Жаман-Айбат протяженностью 57 км. Эти работы велись силами ПАТиМ и Рудстроя. Директором ЖШПТ был назначен А.Шегирбаев. В 2001 году руководством корпорации было принято решение передать ЖШПТ все четыре ствола. Поэтому с самого начала года было увеличено количество рабочих и ИТР на горных, строительных и монтажных работах. Работы по оснащению сразу всех стволов велись одновременно. Затем директором ЖШПТ был назначен К.Керимкулов. К концу 2001 года были запущены в проходку вент. ствол №1 и грузовой ствол. Силами шахтопроходческого треста был смонтирован воздуховод диаметром 219 мм от компрессорной до вент. ствола №1 и вент. ствола №2 длиной 800 п.м. В том же году построена компрессорная станция силами СМТ (бр. А.Н.Анашкин). На строительство башенного копра скипо-клетевого ствола (СКС) была привлечена подрядная организация АО «Алматы «Элеватормильстрой». В кратчайшие сроки был выполнен огромный объем работ. Возглавлял работы старший прораб Н.Г.Злобин. Строительство башенного копра было завершено в марте 2002 года. И впервые в истории ЖШПТ проходка СКС была начата с использованием постоянного копра.
В начале все работы велись с помощью дизель-генератора, пока в 2001 году не была запущена подстанция 110/35 и ЛЭП-110кв. От корпорации все работы курировал гл. энергетик А.Т.Сембаев. После запуска подстанции, компрессорной, БРУ, общежитий, башенного копра и других объектов, основная масса строителей была переброшена на другие объекты. А на площадке Жаман-Айбат работали коллектив ЖШПУ-3 и ПАТиМ. В течение 2000-2001 годов силами ЖШПУ-3 были демонтированы с Жезказганской площадки, перевезены оборудование и материалы, выполнены работы по оснащению на проходку четырех стволов, а именно:
– монтаж проходческих копров – 3 шт.;
– монтаж проходческих полков – 4 шт.;
– монтаж проходческих лебедок – 64 шт.;
– монтаж подъемных машин – 4 шт.
Все это оборудование и материалы были завезены силами ЦОШМ в условиях бездорожья. Особо стоит отметить водителей: Н.Вельгус, А.Ткаченко, Е.Карабаева,
Н.Примак, П.Чекина, В.Жижко, В.Петряева, Б.Абельдинова и др.
Уже в 2002 году полным ходом началась проходка всех стволов на месторождении. За три года в общей сложности было пройдено 1776 п.м, готовых стволов: 2000 г. – 14 п.м, 2001 г. – 251 п.м, 2002 г. – 1511 п.м – это рекордный результат за все время существования треста.
В сентябре 2002 года проходка вент. ствола №2 была закончена, и начаты работы по проходке технологического отхода на горизонте минус – 100 метра. В 2003 году были закончены проходки на всех стволах, и начаты работы по проходке горизонтальных выработок и восстающих.
В марте 2003 г. Е.С.Джабагенов был назначен первым заместителем директора ЖШПТ по производству. Начальником ЖШПУ-3 назначается В.А.Кириллов.
Переоснащение стволов на горизонтальную проходку не производилось. Горная масса ковшевой ПДМ доставлялась к стволу, а со ствола грузилась породо-погрузочной машиной КС-2у/40 в бадьи емкостью 3 м3 и выдавалась на-гора проходческим подъемом. В январе 2004 года начальником ЖШПУ-3 был назначен А.М.Сатанов. Проходческие работы горизонтальных горных выработок со стороны центральной площадки вели бригады
В.Утаева (к вент. стволу №1) и А.Каирбекова (к вент. стволу №2). Со стороны вент. ствола №1 – бригада С.Иманбаева и со стороны вент. ствола № 2 – бригада К.Татамбаева.
В 2004 г. шахтопроходческим трестом были получены новые буровые каретки «Мономатик» – 4 шт. и ПДМ ЛК-4ДД – 4 шт. Нужно было увеличивать темпы горизонтальных проходок и поэтому начальником ЖШПУ-3 назначается Ж.Сынасапов, имевший большой опыт проходки горизонтальных выработок. Выдача горной массы на центральной площадке велась через грузовой ствол, а на СКС велись работы по армировке ствола. На СКС был смонтирован дозатор коллективами механо-монтажного участка №17 и горно-капитального участка №12.
Также были начаты работы по монтажу постоянных подъемных машин на копре скипо-клетевого ствола. Эти работы выполнял коллектив РМСУ (директор А.М.Купар).
В 2005 году была закончена армировка скипо-клетевого ствола. А 25 мая была навешена клеть и запущен клетевой подъем. 6 июня 2005 года состоялась сбойка между вент. стволом №1 и грузовым стволом. 26 июня был поднят первый скип с горной массой. 14 сентября состоялась сбойка между вент. стволом №2 и грузовым стволом. Здесь особо нужно отметить, что с получением новой техники темпы проходки составляли 150 и более метров в месяц одним забоем.
19 сентября во Дворце культуры горняков поселка Жезказган состоялось награждение работников ЖШПТ корпорации «Казахмыс», отличившихся на строительстве рудника Жаман-Айбат, всего более 500 человек. Как сказал, открывая торжество, вице-председатель правления корпорации «Казахмыс» Александр Юн, поводом премировать шахтопроходчиков стала «качественная и идеальная, без отклонения от проекта», сбойка между скипо-клетевым и вент. стволами №1 и №2 стволами на руднике Жаман-Айбат, протяженностью в три километра. «Жаман-Айбат, – сказал далее вице-председатель правления, – очень важный для всей корпорации объект, рудная база которого позволит восполнить иссякающие запасы меди на рудниках Жезказганского региона». И вот, побив все мировые рекорды, шахтопроходчики произвели на стратегически важном руднике сбойку, обеспечили сквозную вентиляцию. Коллектив треста будет вести работы по подготовке к вскрытию панелей для добычи медной руды до конца 2005 года.
Тяжелейший и качественный труд работников треста не остался без внимания руководства корпорации «Казахмыс». Вице-председатель правления объявил о премировании в размере от 4000 до 100000 тенге 564-х наиболее отличившихся шахтопроходчиков, работников всех вспомогательных служб треста. Он вручил внесшим большой вклад в строительство рудника Жаман-Айбат работникам треста Почетные грамоты, денежные премии корпорации «Казахмыс»: старшему энергетику К.Байшуакову, старшему механику А.Абенову, начальникам участков К.Нурмагамбетову и А.Сатанову, проходчикам Е.Касымову, Ж.Сейтжанову, Е.Жаксылыкову и Е.Алмахову, проходчикам в стволе на проходке, армировке, выдаче Е.Булатаеву,
Ф.Низамову, К.Айкимбаеву, Д.Аширбекову, Б.Кенгирбаеву, сварщику В.Санжаровскому, водителю ЛК Р.Бектыбаеву, водителю МоАЗ И.Гайнуллину, электрослесарю А.Ундалеву, зам. начальника управления по снабжению В.Спицыну и многим другим. А также многие отличившиеся работники вспомогательных професий были премированы денежными премиями: машинистки подъема О.Юрша, Д.Балакаева, Е.Умирзакова, Г.Сарсенова, Н.Протосовицкая, Г.Жанетова, Т.Коротких, стволовые на поверхности
К.Шамшатова, Х.Кыанбекова, А.Идрисова, А.Жантасова и другие.
Работы на руднике продолжались и на поверхности, велось строительство железной дороги Жезказган – Жаман-Айбат, силами ПДСиЭ (директор С.Н.Кацарский).
В 2006 году были начаты работы силами нашего треста по монтажу конвейеров под землей.
В дальнейшем рудник получил звучное название: «Жомарт».

Даулет АЙКИМБАЕВ
и Ерболат ДЖАБАГЕНОВ,
ветераны труда
ШПТ им. Г.Омарова.

Комментарии закрыты.