Первая на первом или Сатпаев славен своими педагогами

Приятная новость. Элла КИСЕЛЁВА, учитель начальных классов гимназии имени С.Сейфуллина, не только вошла в пятёрку «самых-самых» в новой награде Карагандинской области «За вклад в развитие образования и высокие достижения», но и возглавила её! Поздравляем!

Напомним, в этом году в целях повышения престижа учительского труда в Карагандинской области учреждена новая награда «За вклад в развитие образования и высокие достижения» с вручением в профессиональный праздник педагогов лучшим из лучших из рук акима области Жениса Касымбека нагрудного знака «Қарағанды облысының білім беру саласының құрметті педагогы» и денежного вознаграждения в сумме более одного миллиона тенге.

Побороться за почетное звание вызвались 73 претендента со всех городов и весей Карагандинской области. В итоге в результате открытого голосования обладателями награды стали преподаватель колледжа искусств им. Таттимбета Жаксыгелды Кемалов, учитель русского языка и литературы гимназии №8 г. Жезказгана Алма Блялова, учитель географии ОШ №17 г. Балхаша Надежда Смирнова и учителя начальных классов Карлыгаш Ахметжанова (ОШ №5 с. Егиндыбулак Каркаралинского района) и Элла Киселёва (гимназия им. С.Сейфуллина г. Сатпаев), которая и возглавила этот список.

– Я всегда верил, что учителя – лидеры по сути, и в нынешних условиях пандемии ваша миссия – не только учить, но и быть проводниками стабильности и уверенности, – сказал аким Карагандинской области Женис Касымбек, вручая Элле Борисовне нагрудный знак. – Мы благодарим вас за вашу работу, за то, что вы быстро адаптировались к новым условиям, болеете душой и переживаете за систему образования.

– Поздравляем! – наша газета встречается с учителем начальных классов Эллой Борисовной на её рабочем месте в гимназии имени С.Сейфуллина, где она ведет урок в дежурном классе.

– Благодарю!

– Элла Борисовна, что в Вашем понимании педагогика: профессия или призвание? – первый вопрос не случаен: Элла Киселёва – организатор международных олимпиад по основам наук начальной школы, дистанционных конкурсов-марафонов «Эму-эрудит» и «Эму-специалист». По её убеждению, в работе с маленькими детьми важно «не наполнить сосуд знаниями, а зажечь факел».

– Призвание. По крайней мере, для меня. Почему? Потому что учителем я с 18-летнего возраста (работала и училась одновременно) и на сегодня мой трудовой стаж составляет 36 лет. Много, конечно, пришлось пережить, но… у меня ни разу не возникло мысли плюнуть и всё бросить. Даже несмотря на «эксперименты», которые сопровождают всю мою педагогическую деятельность.

– Вот как?

– Серьёзно! Даже моя трудовая деятельность в школе началась с эксперимента. То есть, я сразу попала преподавать в экспериментальный класс – «нулевой». Это был 1984 год. Я работала с «нулевичками» с девяти утра до пяти вечера и была в роли и учителя, и воспитателя. В общем, все уже смеются по городу: как только я начинаю вести первый класс, так сразу в системе образования начинаются какие-то эксперименты.

– Но в 1984 году на дворе была ещё советская эпоха, и даже в то время пробовали ввести «нулевые» классы?!

– Да. В то время решили опробовать приход в школы детей с шести лет. Для меня это было в новинку, плюс я была ещё неопытным педагогом, и я не понимала, что это такое. Но вот через это всё прошла. Конечно, образование с шести лет себя не оправдало. По крайней мере, тогда решено было отказаться от этого: ребёнок просто психологически не готов в этом возрасте идти в школу. Да я и сейчас за школу с семи лет.

– Элла Борисовна, сейчас Вы сами – достойный пример для подражания. А кто был таким примером для Вас?

– Моя первая учительница Татьяна Семёновна Семёнова. Я из Усть-Каменогорска. Там же пошла в школу. По сути, я была очень тихим ребенком, адаптация к школе проходила очень тяжело: пелена перед глазами, никого не вижу, в голове мысль, что родители привели меня в школу и домой больше никогда не заберут. Так вот, адаптироваться мне, да и не только мне, помогла Татьяна Семёновна. К сожалению, сейчас её уже нет. Но она была для меня всем. Столько внимания мне уделяла, что я до сих пор чувствую её теплоту, её спокойствие, её мягкий и добрый голос! И когда встал выбор будущей профессии, я не раздумывала – буду как Татьяна Семёновна. И по сей день стараюсь быть, как она.

– А сюда, в Сатпаев, Вы попали по распределению?

– Нет, нас сюда, в Джезказган, в 1982 году привез отец, я как раз пошла в 10-й класс. В Джезказгане я окончила школу № 13, после чего поступила в педагогическое училище (в педагогическом институте не было начальных классов, поэтому я от него отказалась), кстати, без вступительных экзаменов – со мной просто побеседовали и приняли. Но в советские годы была очень сильная система обучения и даже в педучилище были сильнейшие преподаватели, и я им очень благодарна, так как в свою первую школу, а это была школа в подхозе Кенгир, я пришла уже полностью готовым учителем: умела вести всю документацию и знала, как вести уроки.

– Значит, Вы начинали с Кенгира?

– Да. Когда я заканчивала школу в Джезказгане, классным руководителем у меня был Владимир Максимов, сам преподаватель истории и обществоведения. И когда, после выпуска из педучилища, пришло время двухлетней отработки (тогда было такое, иначе диплом не подтверждался), он уже был директором школы в подхозе Кенгир. И он забрал меня к себе. А потом я вышла замуж, ушла в декрет, после чего перевелась сюда, в Сатпаев, в школу
№ 25, которой я отдала семь лет.

– А как получилось, что перешли в гимназию?

– Тогда заведующей городского отдела образования была Алия Камешовна Саденова. Гимназия только строилась, но классы уже формировались. Алия Камешовна, которая впоследствии стала её директором, пригласила меня преподавателем начальных классов. И это было большой неожиданностью: стаж, по сути, у меня был ещё небольшой. В общем, я была в больших сомнениях. Но руководство гимназии поступило очень хитро: они меня забрали вместе с моим классом! Кстати, тоже «экспериментальным» – прогимназическим. Да, в тот год в школах города экспериментально вводились прогимназические классы. Я как раз и вела такой класс в школе № 25.

– То есть, в гимназии имени С.Сейфуллина Вы с первых дней?

– Да, и с тех пор прошло уже полных 26 лет! Ни дня не пожалела о переходе: коллектив отличный, руководство тоже. Сначала директором была Алия Камешовна, сейчас Гульбану Каирбековна Суюнжанова, которая сохраняет и приумножает заложенные традиции.

– Сейчас Вы занимаетесь с дежурным классом?

– Да. Соблюдая все санитарные правила в условиях пандемии.

– Как справились с дистанционным преподаванием?

– Конечно, лучше, когда дети в школе. Когда учитель видит глаза детей, когда дети видят глаза учителя, когда они чувствуют его поддержку, а он – их интерес. Это намного лучше для образовательного процесса. Но я постаралась максимально облегчить работу родителям: объясняла детям темы, отправляя голосовые сообщения, дети отвечали на вопросы, отправляя голосовые сообщения мне, давала небольшие задания, делала перекличку, проверяла, учила детей не перебивать друг друга. Всё это – ежедневно, по нескольку раз в день, плюс ежевечерние короткие собрания с родителями. Да, тяжело было. Но мы справились.

– Вы и сейчас целый день в школе – Вы ведь, насколько известно, ещё и учитель самопознания, и заведующая кафедрой начальных классов гимназии имени Сакена Сейфуллина…

– А еще я прошла курсы НИШ и несколько лет была координатором гимназии по НИШ… Но это так, к слову. Семья мне очень помогает. Муж понимает. Сноха у меня учитель начальных классов здесь же, так что тоже, что называется, в теме. Сын, правда, работает ведущим инженером в корпорации «Казахмыс». Но тоже досконально знает мою работу: в своё время я с ним занималась. Так что даже в период «дистанционки» я выходила из своей комнаты-кабинета только чтобы позавтракать-пообедать-поужинать – больше меня никто не беспокоил.

– Что пожелаете своим коллегам?

– Главное – терпения. Потому что сложный период когда-нибудь закончится. А еще… Знаете, что говорили на награждении совершенно незнакомые люди, когда подходили ко мне? Что сатпаевская земля славится своими учителями. Значит, награда, которую мне вручил аким Карагандинской области, не последняя в копилке образования нашего города: у нас в целом очень много достойных учителей как среди опытных педагогов, так и среди молодых. И мне бы очень хотелось, чтобы она, награда, была в нашем городе каждый год. Главное, чтобы наши учителя поставили перед собой такую цель. Тем более, что мне сказали, что планируется аналогичное мероприятие на республиканском уровне.

– Вы к нему готовы?

– И не только я. Многие из учителей нашего города. Главное, повторяю, поставить перед собой цель.

– Я слышал, что Ваши детишки тоже, едва придя сюда, сразу поставили перед собой цель, они так и говорят всем: первым делом мы поставили перед собой цель! Если не секрет, какую именно?

– Не секрет. Но об этом вы можете спросить их самих.

Спрашиваю. Дети хором:

– Научиться писать, чтобы написать письма Деду Морозу!

– И отправить их в Великий Устюг, – добавляет Элла Борисовна. – Я уже узнавала, это можно сделать. Так что, напишем, сложим все письма в один большой конверт, и отправим…

Евгений ВАНЮШОВ.
Фото из личного архива Э.Киселёвой.

Комментарии закрыты.