Модернизация системы образования

Реализация Программы развития образования позволяет выстроить систему, обеспечивающую создание конкурентоспособного качественного человеческого капитала. Новые поколения высокообразованных казахстанцев смогут успешно решать вызовы грядущих десятилетий. Именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети и вопросы, связанные с этими процессами, волнуют каждую семью. Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешное обновление национальной системы образования. Сегодня цель и смысл модернизации системы образования состоит в том, чтобы подготовить выпускников к жизни в условиях новой индустриальной и инновационной экономики образовательного процесса. В соответствии с этим модернизация образования зависит от понимания ответственности и профессионального уровня педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем.

Прошедший год для системы образования был особым, первым годом активной реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, основная задача которой – достижение принципиально нового качества обучения на всех уровнях образовательного процесса. Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность.

Особое внимание в сфере начального и среднего образования уделяется обеспечению государственной гарантии доступности образования и созданию условий для получения качественных образовательных услуг с учетом новых направлений развития образования. Качественное образование на уровне государственного стандарта – обязательный уровень для всех школ города. Но «зоной перспективного развития» системы в целом является успешное внедрение в повседневную практику школьного образования эффективных результатов, полученных на экспериментальных и инновационных площадках лучших школ.

За последние три года отмечается положительная динамика числа участников инновационных проектов. Сегодня в проектах участвуют 8 школ (50% от общего числа школ), что свидетельствует о внедрении инновационных идей в организации общего среднего образования города. Не первый год гимназия им.С.Сейфуллина функционирует в режиме эксперимента по полиязычию.

В целях контроля знаний и мониторинга качества обучения при подготовке к единому национальному тестированию задействована программа быстрого тестирования «Финист», установленная во всех школах. Одной из форм, позволяющей шире использовать возможности интерактивных технологий в образовательном процессе, являются он-лайн уроки, семинары и консультации. В рамках реализации Программы повышения качества предоставляемых образовательных услуг с нового учебного года будет запущена целая серия он-лайн уроков в режиме непосредственного интернет-общения педагога и обучаемых.

Процессы модернизации системы образования предопределили необходимость реформирования системы оценивания, приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития образования в мире.

Важным инструментом решения образовательных задач стала независимая внешняя оценка качества образования в форме единого национального тестирования и внешней оценки учебных достижений. Всеми педагогическими коллективами организаций образования должен быть сделан детальный анализ полученных результатов.

К числу факторов, влияющих на низкие результаты ЕНТ, по нашему мнению, могут быть отнесены такие, как: неэффективная система подготовки к ЕНТ в отдельных организациях образования, отсутствие единой системы мониторинга и менеджмента по изменениям результатов ЕНТ, установка неправильных приоритетов для улучшения рейтинговых показателей ЕНТ. В целях контроля за качеством подготовки выпускников к итоговой аттестации городским отделом образования разрабатывается программа «Выпускник 2013», включающая в себя разнообразные организационно-методические и контролирующие мероприятия, направленные на всех участников учебно-воспитательного процесса. В 2012 году во всех областях Казахстана были открыты областные Департаменты по контролю в сфере образования, одним из направлений деятельности которых является проведение аттестации организаций образования. В первом полугодии 2012-2013 учебного года в новом режиме пройдут аттестацию на соответствие оказываемых образовательных услуг государственному стандарту шесть школ города.

Вместе с тем, предметно-центристская модель образования не способна реализовать это требование, так как в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но недостаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

В реальности всегда существует неизбежный разрыв между идеалами образования и их практическим воплощением в жизнь. Переводя эту проблему в практическое русло, мы постоянно сталкиваемся с противоречиями между правом на свободный выбор профессии и предложением занятости на рынке труда, между доступностью образования и экономическими возможностями государства в поддержке желающих его получить. Поэтому на практике приходится искать компромисс между идеалом и условиями. Именно это имел в виду Нурсултан Абишевич Назарбаев, когда акцентировал внимание на необходимой функциональной грамотности сегодняшних школьников, которая включает в себя и компьютерную грамотность, и политическую, и экономическую. Следует отметить, что в вышеназванный Национальный план действий, разработанный по поручению Главы Государства, включен комплекс мер по модернизации действующих организаций дополнительного образования. Его реализация позволит внедрить инновационные формы, технологии обучения и обеспечит широкий охват детей дополнительным образованием. Если музыкальная школа и школа искусств дают классическое образование в области музыки, хореографии и живописи, то Дворец школьников должен стать городской экспериментальной педагогической площадкой, где будет осуществляться разработка, исследование и проверка новых образовательных программ, современных технологий и методик дополнительного образования.

Центральная фигура в осуществлении реформ – это учитель. Повышение престижа профессии и статуса педагога, проведение имиджевой работы по его укреплению, совершенствование квалификации педагогов, материальное стимулирование – первоочередные задачи, на решение которых направлена деятельность государства. Однако, все усилия государства будут напрасны, если сам учитель не будет стремиться к постоянному совершенствованию своего педагогического мастерства. Именно педагогическое сообщество целенаправленно, поэтапно и качественно строит образовательное пространство города, которое обеспечивает гражданское развитие личности, социально-психологическую защиту детства, преемственность и непрерывность в образовании. Творческий подход педагогов в работе со школьниками находит в них творческий отклик.

Резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, повлек за собой и качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых педагогических технологий. Необходим переход от знание-центристкого образования к личностно-ориентированному компетентностному образованию.

Данные факторы обусловливают потребность в изучении и внедрении опыта «Назарбаев Интеллектуальная школа» в учебно-воспитательный процесс организаций общего среднего образования, что реализовывается посредством организации курсов повышения квалификации педагогов в центрах педагогического мастерства при вышеназванных школах. В настоящее время ведется системная работа по переподготовке и повышению квалификации учителей, воспитателей, методистов. В целях реализации Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы в первом полугодии 2012 года 10 педагогов школ города прошли курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ по программе третьего базового уровня, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» совместно с экспертами Университета Кембриджа в городах Семипалатинск и Караганды. До конца 2012 года еще 10 учителей пройдут подобные курсы.

Проблемы, которые на сегодняшний день существуют в организации воспитательной работы в системе образования, требуют системного подхода. Необходимо пересмотреть, содержание, формы, методы и средства воспитания для усиления воспитательной работы в организациях всех уровней. На основании нового государственного Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения все организации образования города должны разработать собственные планы и принять на себя ответственность за их реализацию. Президент четко обозначил принцип «общей ответственности»: «Не только государство и все его уровни управления, но и все общество должно разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации», в том числе и модернизации образования.

Шынар Жанасылова, начальник отдела образования, физической культуры и спорта.

Комментарии закрыты.