Н.А. Назарбаев: «Сначала экономика, потом — политика!»

В этом году, когда начал свою работу трехпартийный Мажилис Парламента, когда в экономике закрепился позитивный экономический тренд и развернулась социальная модернизация, особенно очевидной для всех стала дальновидность модернизационного курса Президента Н.А. Назарбаева: демократия через экономический рост.

В ходе подготовки собственной модели политического транзита и экономического развития Астаной был детально проанализирован опыт политических преобразований за рубежом – как на Востоке, так и на Западе. По определению казахстанского руководства, «сейчас в мире действуют три модели: европейская, классическая и новая, образующаяся азиатская модель. И Казахстану надо выбирать, какую из этих моделей к нашим условиям, к нашей культуре, к нашему населению, к нашим традициям подобрать».

Конечный продукт творческого поиска своей собственной модели развития в РК укладывается в слова первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Мы идем своим собственным, казахстанским, путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается». Этот взвешенный подход, выбранный Нурсултаном Назарбаевым, стал стратегическим ориентиром для современного Казахстана как стремительно модернизирующейся евразийской страны.

В лаконичном виде этот курс сформулирован Президентом так: «Сначала экономика, потом – политика».

Примечательно, что этот прагматичный курс нашел понимание у дальновидных зарубежных деятелей. Так, Президент Франции Жак Ширак заявил: «Бурное экономическое развитие Казахстана за годы Независимости – это заслуга Президента Нурсултана Назарбаева и проводимой им политики, направленной на улучшение благосостояния казахстанцев. Благодаря этой политике и этому росту Казахстан стал очень узнаваем в Европе»

Тогда, в начале 90-х годов, к политическому руководству Республики Казахстан пришло ясное понимание необходимости постепенного проведения «сверху» целостного пакета системных реформ — экономических, социальных и политических. Под личным руководством Президента Н.А. Назарбаева были эффективно проведены трудные по тем временам, но необходимые меры в экономике (банковская, пенсионная и др. реформы), а затем и назревшие политические преобразования.

В итоге Казахстан сегодня занимает особое место среди независимых государств, образовавшихся после распада СССР. Республика, в числе немногих участников СНГ, смогла превзойти рубеж валового внутреннего продукта 1990 года и уже уверенно выходит на уровень развития стран Восточной Европы.

Президент Н.А. Назарбаев на основании многолетних социологических опросов считается самым популярным политиком в СНГ. Все эти достижения во многом закрепили за современным Казахстаном ответственную роль законодателя политических и экономических мод в регионе.

Первый Президент Казахстана стал по праву эталоном современного лидера, удачно сочетающего в себе интеллектуальные инновации и национальный авторитет. Ведь, по Аристотелю, условием политического лидерства является «предвидение и умение исполнять задуманное».

Независимый Казахстан всей своей новейшей историей доказал, что по праву может называться страной-лидером. И это не просто фраза. Ведь перед началом системной модернизации казахстанского социума международный экспертный коллектив и лично Президент Н.А. Назарбаев детально изучили, как другие молодые независимые государства (в странах, преимущественно, новой Восточной Европы и Юго-Восточной Азии) эффективно приходили к работоспособной, а не «имитационной» модели демократии.

Все это предопределило продуманный системный подход к реформам, который выгодно отличает РК от соседей по постсоветскому пространству. Казахстан — одна из немногих, если не единственная, страна в СНГ, которая имеет долгосрочную стратегию развития до 2030 года. Президент Н.А. Назарбаев с момента обретения независимости был исполнен энергии и решимости и поэтому смог успешно претворить практически все задуманные планы на благо своей страны и народа.

В стратегии начального этапа развития Казахстана особое внимание уделялось экономической проблематике. По мнению большинства экспертов, ту политическую систему, которую мы наблюдаем сегодня в Европе, можно внедрить только при соблюдении ряда экономических условий.

Во-первых, число экономически самостоятельного населения, занятого в малом и среднем бизнесе, должно стать преобладающим (их количество, среди всех работающих, должно быть около 50-60%). И, второе — необходимо, чтобы ежегодный доход на душу населения достиг «критического уровня демократии», как минимум в 6 тыс. долларов. В противном случае, как прямо тогда заявлял Президент Казахстана, «население тут же увидит, что синоним слова «демократия» — это их бедность». Как известно, после распада СССР до 60 % бывших советских людей стали жить заметно хуже — ниже черты бедности. И до сих пор этот синдром «принудительной демократизации» и «работающей бедности» ощущается во многих постсоветских государствах.

В начале пути к Независимости, два десятка лет назад, экономическая ситуация в Казахстане была крайне тяжелой. Недееспособная советская экономика, пустая казна и неразвитая политическая система довершали картину низкого модернизационного старта.

Однако первоочередное внимание Главы государства к развитию национальной экономики, к привлечению инвестиций и к постоянному повышению благосостояния населения дало свои позитивные плоды.

Сегодня Казахстан — страна с успешной рыночной экономикой: за последние 10 лет денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз. В шесть раз увеличилась среднемесячная зарплата, в 25 раз выросла минимальная заработная плата. «Критический уровень демократии» в 6 тыс. долларов уже давно достигнут, а к 2015 году страна намерена уверенно выйти на среднеевропейский уровень.

Что же касается повышения доли малого и среднего предпринимательства – то это одна из актуальных задач идущей в Казахстане социальной модернизации и созидания Общества Всеобщего Труда.

А это значит, что президентская стратегия «сначала экономика, потом – политика» успешно работает.

(По материалам электронных СМИ).

Комментарии закрыты.