Причины повышения тарифов

Подводя итоги деятельности Агентства Казахстана по регулированию естественных монополий за 2012 год, председатель Агентства Мурат Оспанов на брифинге с журналистами призвал представителей СМИ объективно освещать изменения тарифов и их причины. На основе представленных Агентством данных, постараемся раскрыть эту актуальную тему и выяснить, чем вызваны повышения тарифов с января 2013 года и на что пойдут средства, поступившие от повышения.

В прошлом году в стране принят закон, направленный на повышение прозрачности инвестиционной деятельности субъектов естественной монополии. Если считать, что потребитель тоже является инвестором, который платит деньги (и немалые) за оказанную услугу, то он имеет право знать и требовать, как выполняются услугодателями инвестиционные обязательства. А защитником прав потребителей должен выступать государственный орган – Агентство по регулированию естественных монополий. Это Агентство отслеживает законность и обоснованность утверждаемых тарифов. По закону существуют жесткие ограничения по затратам, включаемым в тарифы. Это, так называемый, особый порядок, который является основным критерием сложения тарифов. Конечно же, компании, которые занимаются предоставлением услуг в сфере энергетики, тепловодоснабжения являются крупными предприятиями с хорошими финансовыми и трудовыми ресурсами. И естественно, этим предприятиям с большими аппетитами хочется получить еще большую прибыль и существовать безбедно, и, они, помимо других доходов, хотят увеличить свой капитал и за счет повышения тарифов. Вот тут-то стабилизатором выступает Агентство по регулированию естественных монополий. По данным Агентства, в 2012 году при рассмотрении заявок на тарифы у 42 базовых субъектов естественной монополии запрашиваемые доходы сокращены более чем на 55 млрд. тенге. Порой услугодатели не соглашаются с решениями Агентства и обращаются в суд. Так, Агентством выигран суд с ТОО «Жезказганэнергосбыт», которое подало иск о признании незаконным запрета на повышение цены на электроэнергию. Подобная ситуация была и с АО «Павлодарэнерго».

Известно, что тарифы зависят от многих факторов, складывающихся как на мировом рынке, так и на внутреннем. Так, тарифы на коммунальные услуги зависят от стоимости топлива (газ, уголь, мазут), ГСМ, запчастей, ремонтных работ и т.д. В 2012 году стоимость угля повысилась до 80%, газа – до 21%, мазута – до 25%. Естественно, все это влияет на ценообразование, в том числе и на тарифы.

С начала нового года нам объявили и о повышении тарифов на железнодорожном транспорте. Помимо тарифа на перевозку грузов, с 7 января повышен тариф на перевозку пассажиров на 12 %. Железнодорожники обосновывают повышение необходимостью проведения в 2013 году капитально-восстановительных работ 50-ти пассажирских вагонов, приобретением 150 новых пассажирских вагонов, оборудования для них. Кроме этого, за счет субсидий государства будут приобретены 49 вагонов.

В январе этого года в 3 регионах страны – Актюбинской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областях – услуги на водоснабжение изменились от 16,7% до 97%, услуги канализации от 51% до 57%. Такое повышение постепенно ожидается и в остальных регионах страны.

Причинами повышения тарифов на комуслуги называются увеличение стоимости электрической энергии, которая в себестоимости составляет более 30%, увеличение стоимости химреагентов, материалов, расходов на проведение ремонтных работ. Кроме этого, на тарифы влияет и реализация инвестиционных программ, направленных на реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения, что происходит и в нашем Жезказганском регионе, где благодаря инвестору ТОО «Корпорация «Казахмыс» идет реконструкция и расширение Эскулинского водовода, работы по освоению Кожамсеитовского водозабора, реконструкция Жезказганской ТЭЦ.

Также в регионах идет введение дифференцированных тарифов на воду, установка индивидуальных счетчиков прибора учета воды. При острой нехватке питьевой воды как в мировом, так и в масштабе страны, мы будем вынуждены экономить воду и бережно относиться к своим водным ресурсам. Тем более, как сказал Глава государства в своем Послании, посвященной Стратегии – 2050, «вода – крайне ограниченный ресурс и борьба за обладание источниками уже становится важнейшим фактором геополитики…»

В новом году рост тарифов коснулся и электроэнергии. Цена на нее изменилась в 15 регионах от 2,4 до 11,9%. В Карагандинской области произошел самый высокий рост тарифа на электроэнергию – 11,9%.

Как мы знаем, с 2009 года Правительство РК приняло решение о постепенном повышении тарифа на электроэнергию и в то же время реализуется долгосрочная политика «тариф в обмен на инвестиций» в отношении энергопроизводящих организаций. За эти 4 года для энерговыробатывающих станций объем инвестиций составил свыше 500 млрд. тенге, что позволило ввести 1200 МВт мощности. На 2013 год планируется 153 млрд. тенге инвестиций на введение дополнительно 365 МВт.

Для реализации соглашений и гарантированного возврата вложенных инвестиций, изменение цен на электроэнергию электростанций в рамках предельных тарифов составило от 5 до 14,6%. В свою очередь, рост цен на станциях привел к изменению как тарифов на передачу, так и цен на электроэнергию для населения. Как видим, в ценовой политике все взаимосвязано и в этой цепочке последним звеном является потребитель, для которого повышение тарифов в любом случае не является хорошей новостью и праздным вопросом. В этой сложившейся ситуации АРЕМ, для защиты наиболее уязвимых слоев населения, предлагает переход с 2-х уровневой дифференциации на 3-х уровневую, который даст возможность использовать наименьший тариф при экономном потреблении электроэнергии. Кроме этого, со стороны государства потребитель имеет право на получение жилищных пособий, в случае если расходы на оплату коммунальных услуг превышают установленную местными маслихатами величину.

Вкратце таковы причины повышения тарифов и механизмы регулирования деятельности услугодающих предприятий.

Мади Альжаппаров.

Комментарии закрыты.