Панорама образовательной системы

По сложившейся традиции очередной этап школьной жизни у всех учащихся начинается с 1 сентября – в день, когда школа распахивает перед ними двери на пути к новым знаниям. 19 августа был заключен акт приемки школ к новому 2009-2010 учебному году. Все учебные заведения города готовы принять своих учеников. О том, каким был прошедший прошедший учебный год и о намеченных планах по реализации основных направлений образовательной системы в нашей беседе рассказывает и.о.начальника городского отдела образования Галина Егорова. – Говоря о работе за прошлый год, отмечу, деятельность организаций образования города в 2008-2009 учебном году регулировалась основополагающими нормативно-правовыми документами страны, Посланием Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», Стратегией вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых и конкурентоспособнобных стран мира, Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, городскими программами: «Образование» на 2007-2010 годы и «Капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы организаций образования города на 2008-2011 годы». Приоритетными направлениями в деятельности организаций образования города в 2008-2009 учебном году были определены обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования, создание условий для обеспечения современного качества образования, создание системы объективного контроля за качеством образования, повышение воспитательной миссии образования, создание системы социально-педагогической и правовой защиты детей, нуждающихся в поддержке государства, обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, а также повышение социального статуса и профессионализма работников образования. – Какая тенденция наблюдается в системе развития образования города? – Несмотря на мировую экономическую нестабильность, в 2008- 2009 учебном году отмечается позитивная тенденция развития системы образования. Во-первых, расширилась сеть образования за счет открытия новой школы на 1170 мест, сохранилась сеть организаций образования. С целью увеличения числа детей с 1 марта 2009 года открылись три мини-центра в СШ №7, 14 , 16, охваченных дошкольным образованием. Во-вторых, главная стратегическая линия развития системы образования на ближайшие годы состоит в ее адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в содержании образования, в структуре школы и ее управлении. В-третьих, состояние системы образования города в целом стабильно, намечены направления инновационного развития, основными из которых стали тенденция к обеспечению полного охвата детей пяти и шестилетнего возраста предшкольной подготовкой, реализация новых государственных стандартов образования, освоение учебно-методических комплексов и учебников нового поколения, внедрение современных образовательных и информационных технологий. Успеваемость в городе стабильна и составляет 100 %. Перспективным средством развития познавательной мотивации учащихся является учебно-исследовательская деятельность. Школьники активно участвуют в научно-исследовательских конференциях, принимают участие в республиканских и международных конкурсах. – Каких результатов удалось достичь в этом направлении? – Для диагностики интеллекта проводятся школьные интеллектуальные марафоны. В течение 2008-2009 учебного года учащиеся школ города с 2 по 11 классы принимали участие в олимпиадах городского и областного масштаба: соревнованиях по защите научных проектов, интеллектуальных марафонах «Акбота», «Русский медвежонок», «Золотое руно», олимпиадах «Руханият-Мурагер» и в других мероприятиях, дающих возможность ребенку раскрыть свой талант, почувствовать дух соперничества, поупражняться в выполнении разных заданиях и узнать свои возможности. За достигнутые результаты учащиеся награждены грамотами, благодарственными письмами, сертификатами, подарками. К примеру, в 2008-2009 учебном году в международном интеллектуальном марафоне «Акбота» участвовало 836 учащихся, которые завоевали 163 призовых мест. В международном интеллектуальном марафоне «Золотое руно» участвовало 332 учащихся, завоевавших 105 призовых мест. В международном конкурсе-игре «Русский медвежонок» в 2008-2009 году участвовало 221 учеников, 49 призовых мест на счету юных сатпаевцев. Система качества образования стала базироваться на принципах внешней независимой оценки (ПГК и ЕНТ, государственная аттестация организаций образования). В республиканском промежуточном государственном контроле учащихся 4 классов в 2009 году приняли участие ученики 14 школ города. В 2009 году единое национальное тестирование как форму итоговой аттестации выбрали 389 учеников, что составило 84,7% от общего числа выпускников 2009 года. Средний балл по городу по результатам ЕНТ за последние несколько лет вырос на 13,85: в 2006 году – 62,1 балла, в 2007 году – 63,76 балла, в 2008 году – 66,45 баллов, в 2009 году – 68,37 баллов. – Как был организован летний отдых детей? – На летнее оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 9710,13 тысяч тенге, что позволило обеспечить 100% охват детей данной категории. Особое внимание уделялось детям из малообеспеченных и многодетных семей, детям, оставшимся без попечения родителей. В 2009 году Фонд всеобуча составил 12млн. 209 тыс. тенге. – Современная система образования в процессе обучения требует использования новейших технических средств. Как обстоят дела с этим у нас в городе? – Следует отметить, что из года в год увеличиваются суммы бюджетных инвестиций на программы развития организаций образования. Компьютерный парк города составляет 1492 машин нового поколения. За текущий год приобретено 241 компьютер на сумму 28195 тыс.тенге. Открыты и функционируют 10 мультимедийных кабинетов в гимназии им.С.Сейфуллина, школе-лицее №4 им.Абая, школе-гимназии №1, СШ№ 2, 12, 14, 19, 25, 27,СОШ №15, 16. Все организации образования телефонизированы, все школы подключены к системе Интернет. На содержание этой системы в 2009 году выделено 9052 тыс.тенге. Дополнительно к сети Интернет по технологии ADSL со скоростью 512 Кбит/сек подключены 12 школ для работы в режиме on-line. В Интернете представлены Web-сайт 12 школ. В городском отделе образования проводится работа по созданию образовательного портала и единой телекоммуникационной сети образования, подготовлены расчеты. В целях реализации Указа Президента страны об электронном правительстве в организациях образования города внедряется автоматизированная информационная система «Школьник». Для общеобразовательных школ были приобретены 56 интерактивных досок на сумму 78 мил. 216 тыс. тенге, для вновь открытых мини-центров в СШ№7, 14, 16 приобретены 3 телевизора, 3 ксерокса, 3 DVD, 2 факсовых аппарата, 3 музыкальных центра. – Одним из наиболее актуальных вопросов является обеспечение детей полным комплектом учебной литературы. Какая работа проводится в этом отношении? – Из средств областного бюджета на учебники для общеобразовательных школ было выделено 23 млн. 515 тысяч тенге. Улучшилась оснащенность и кадровая обеспеченность школьных библиотек. Все средние и основные школы города получили дополнительно учебно-методические книги для предшколы. Обеспечение учебниками учащихся организаций образования производится на основании Правил о порядке обеспечения обучающихся и воспитанников организаций образования, утвержденных постановлением Правительства РК от 19.02.2003г. № 173. Согласно этого постановления, учебниками ежегодно обеспечиваются только учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей, воспитанники Детских домов, дети-оралманы, дети-инвалиды, а также, дети, чьи родители находятся на инвалидности, дети, находящиеся под опекой. – Какие направления в работе намечены по обновлению содержания общего образования? – Среднее общее образование обязательно и функционирует как базовое звено целостной непрерывной системы образования. Право граждан на получение среднего общего образования обеспечивается сетью общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. На сегодняшний день в городе определена необходимая база профильного обучения на основе изучения образовательного выбора каждого школьника. Общественно-гуманитарное направление выбрали 45% учащихся, естественно-математическое – 55 %. В рамках реализации республиканского проекта «100 школ, 100 больниц» в городе Сатпаев введена в эксплуатацию СОШ №15 на 1200 мест.Завершается строительство нового детского сада на 320 мест, с вводом в эксплуатацию в сентябре 2009 года. Учитывая, что совершенствование структуры и содержания образования возможно лишь при обеспечении всеобщей компьютерной грамотности, особое внимание, как я уже отмечала, городской отдел уделяет подготовке педагогов в области информационных технологий. Успешно завершается программа компьютеризации и информатизации системы образования, развитие единой образовательной информационной среды. Все учреждения образования лицензированы, в том числе в этом году лицензию получили все медицинские кабинеты школ. В этом учебном году на сумму 108627 тыс.тенге. проведен капитальный ремонт в 5-ти общеобразовательных школах и в одном дошкольном учреждении: гимназия имени С.Сейфуллина, школа-лицей №4 имени Абая, школа-гимназия №1, СШ №3, СШ №25, д/с «Ертегі», д/с №10. На текущий ремонт общеобразовательных школ из средств местного бюджета выделено 25030 тыс.тенге. – Спасибо за информацию. Беседовала Оксана Шевердиева.

Комментарии закрыты.