Форум филологов: факторы актуальности

16-17 мая в Астане впервые прошел съезд филологов страны под общим объединяющим названием «Основные приоритеты развития филологического образования Казахстана». В работе съезда приняли участие учителя филологи, ученые, ведущие деятели образования и науки, педагоги-новаторы, руководители и работники органов управления образования, развития языков, библиотечной системы, представители научных центров, иностранные ученые и аналитики.

На съезде Жезказганский регион представлял наш сатпаевский педагог – учитель казахского языка и литературы гимназии имени Сакена Сейфуллина Амангельды Бухар. Мы попросили его рассказать о прошедшем съезде и поделиться своими впечатлениями.

– Как вы думаете, в чем была необходимость и актуальность проведения съезда филологов?

– Актуальность вытекает из Послания Президента страны, посвященной Стратегии «Казахстан-2050», где поставлены задачи модернизации государственного языка. Вместе с тем, как вы знаете, была принята Госпрограмма развития образования на 2011-2020 годы, где наряду со стратегическими планами, поставлена задача совершенствования методик преподавания и обновления содержания программ изучения языков.

– Наверняка, на съезде поднимались актуальные проблемы статуса казахского языка, статуса педагога-филолога, нехватки педагогических кадров по языковым предметам.

– Конечно, первоочередной задачей является поднятие на новый уровень статуса казахского языка. Ведь об этом в своем Послании говорил и Глава государства. На съезде и педагоги-филологи, и ученые-языковеды говорили о новом подходе к развитию языка, чтобы сделать его современным, отвечающим требованиям нынешних реалии. Ведь казахский язык, как подчеркнул Президент страны, «является главным фактором объединения всех казахстанцев».

На съезде обсуждались механизмы решения проблем потребности педагогических кадров по филологическим дисциплинам. Приводились цифры этой потребности: по казахскому языку и литературе нехватка кадров — 21, русскому языку и литературе — 148, английскому языку — 76. В стране наблюдается дефицит учителей русского и иностранного языков на селе. Говорилось на съезде и о поднятии статуса педагога-филолога, механизмах материального стимулирования труда учителя, повышения уровня образования педагогов, подготовке молодых педагогов-филологов нового поколения.

– В каком формате проходил съезд?

– Формат был разнообразным. В первый день мы знакомились с Астаной. Для нас была организована экскурсия «Литературная Астана», мы посетили культурные объекты столицы, места, связанные с творческим, литературным наследием столицы. Очень интересным было ознакомление с тем, как реализовываются инновационные педагогические идеи и проекты в Астане. Мы побывали в Назарбаев интеллектуальных школах, во Дворце школьников, в лицее «НұрОрда», школах «Зерде», «Хейлиберри Астана», детских садах «Мирас», «Асемай».

Также в ходе работы съезда была организована выставка «Филология: от классики до инноваций». Насущные проблемы сегодняшнего филологического образования были обсуждены на пленарном и секционном заседаниях.

На открытии съезда было оглашено приветствие Президента РК Нурсултана Назарбаева к участникам съезда. С докладом по основной теме работы съезда выступил министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов.

– Какие еще выступления вам запомнились?

– Доктора экономических наук, профессора, акима Павлодарской области Ерлана Арына о триединстве языков, доктора филологических наук, директора института литературы и искусства Уалихана Калижана. Своебразным было выступление на казахском языке Евгения Варанкина, простого учителя казахского и английского языков из школы Жансынского района Акмолинской области. Были выступления и иностранных ученых-филологов.

– Амангельды, в целом, с какими впечатлениями вы вернулись домой после съезда? Что вам лично дал этот первый форум филологов?

– В первую очередь, я хочу сказать, что для меня было большой честью представлять наш город, наш регион на этом съезде. Хочу поблагодарить сатпаевский городской отдел образования, свою родную гимназию, и всех тех, кто доверил мне быть делегатом съезда филологов страны.

Впечатлении, конечно, масса. Сама атмосфера, уровень проведения, познавательная программа­ ­– все это было на высшей планке. Конечно же, те актуальные проблемы, поднятые на съезде и отраженные в итоговой резолюции съезда, таких как, необходимость детальной программы развития полиязычного обучения, важность усиления обучения литературе как основополагающего предмета в воспитании личности и гуманизации общества, целесообразность создания постоянно действующей межрегиональной Ассоциации школьных учителей-филологов, и многие другие не менее важные вопросы, думаю, будут реализованы на деле.

Я, как филолог-практик, общался со своими коллегами из других регионов и это тоже дало мне много интересного, нового, сам делился своим опытом. В итоге, я считаю, что участие в работе первого съезда филологов было плодотворным.

– Благодарю за содержательную беседу.

Интервью вел Мади Альжаппаров.

Комментарии закрыты.