Система должна быть справедливой

Как мы знаем, 7 июня 2013 года Президент страны Нурсултан Назарбаев в обращении народу Казахстана предложил Парламенту доработать законопроект по модернизации пенсионной системы, а также Глава государства внес предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста женщин не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.

Вообще-то, выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин неоднократно звучало и ранее. Еще в 1997 году Правительство РК своим Постановлением предусмотрело выход на пенсию и его выравнивание поэтапно до 2016 года. Так что, эта проблема не нова и ее, видимо, Правительство отложило на лучшие времена. К ней вернулись в сентябре 2011 года, когда была создана Комиссия для выработки предложений по дальнейшему развитию пенсионной системы страны, где было предложение о повышении пенсионного возраста женщин и Национальный Банк поддержал эту идею. В этой плоскости, предварительное выступление по этому поводу главы Нацбанка господина Г.Марченко не безпочвенны. Затем, в 2013 году Правительство РК уже вполне официально предложило реформировать всю пенсионную систему, в том числе осмелилось всенародно объявит о повышении пенсионного возраста женщин, начиная с 1 января 2013 года. Но все это, как сказал Президент в своем обращении, было преподнесено «неуклюжо и продвигался как «рядовой» законопроект, а не как необходимая, жизненно важная мера…»

Думаю, прежде всего надо понять суть всей нашей пенсионной системы, из чего она состоит и пополняется, знать демографическую ситуацию, сложившуюся в нынешнее время.

Нынешняя действующая пенсионная система нашей страны является многоуровневой. Первый уровень – пенсионное обеспечение тех, чья трудовая деятельность приходится на период функционирования солидарной системы и базовая пенсия, выплачиваемая всем по достижения пенсионного возраста. Второй уровень – накопительная система.

При солидарной системе пенсия выплачивается из государственного бюджета за счет налоговых поступлений от работающего населения.

Сейчас в стране соотношение экономически активного населения и пенсионеров достигло 2 к 1 (проще говоря, 2 работающих содержат одного пенсионера). Тем временем количество пенсионеров растет, с 1999 по 2011 годы увеличилась продолжительность жизни на 3,5 года, рождаемость на уровне 22,5 на 1000 человек. А численность работающих растет медленнее и в ближайшей перспективе будет даже сокращаться. По оценке экспертов, в долгосрочной перспективе доля населения в возрасте старше 65 лет возрастет и она удвоится к 2050 году.

В этой ситуации, когда работающих становится меньше, чем пенсионеров, возникает дилемма, или повышать налоги, или пенсионный возраст, или идти на сокращение пенсии. Правительство РК выбрало выравнивание пенсионного возраста женщин до 63 лет. По статистике, мужчины после достижения пенсионного возраста живут 13 лет, а женщины – 21 год. Следовательно, сейчас при нынешнем пенсионном возрасте женщин (58 лет), они имеют меньший объем накоплений (почти в 2 раза), чем у мужчин.

Здесь имеется ввиду рассмотрение накопительной пенсионной системы, где сколько человек накопил – столько он и будет получать. Если накоплении недостаточно, то человек будет вынужден работать или довольствоваться небольшой пенсией.

Кроме того, не стоит забывать, что сейчас и мужчины, и женщины имеют право получения пенсионных выплат из накопительного пенсионного фонда при достижении пятидесятипятилетнего и пятидесятилетнего возраста соответственно. Это при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии. При повышении пенсионного возраста данное право сохранится. Также, в 53 года женщины могут выйти на пенсию, если имеют пятерых детей.

В новом законопроекте о пенсионной системе предлагается перевод добровольных профессиональных пенсионных взносов в категорию обязательных для лиц, занятых в тяжелых и опасных условиях производства в размере 5% от фонда оплаты труда. При этом нагрузка на работодателя практически не увеличится, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.

Говоря в целом, цель пенсионной реформы – повысить эффективность и прозрачность, ее соответствие сегодняшним реалиям жизни. Также обеспечить социальную справедливость, чтобы вся эта пенсионная система в будущем не легла тяжелым бременем для работающей части населения, которой в перспективе тоже придется пополнить ряды пенсионеров.

Мади Альжаппаров.

Комментарии закрыты.