Заветные квадраты: от мечты к реальности

В текущем году в республике планируется ввести в строй 6,8 млн. кв. м жилья. Программа «Доступное жилье-2020» реализуется по нескольким направлениям и рассчитана на категории населения с различным уровнем дохода. Эффективность ее выполнения зависит от деятельности как профильных ведомств, местных властей, так и застройщиков, банков, производителей стройматериалов. Вопросы слаженного взаимодействия отдельных звеньев этой цепи, решения возникающих в жилищном строительстве проблем рассматривались на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Серика Ахметова.

Цели достижимы

– Обеспечение населения качественным и доступным жильем является одной из основных задач социальной модернизации и находится на особом контроле Главы государства, – подчеркнул глава Правительства, открывая заседание.

Как показывают итоги реализации программы, за 9 месяцев текущего года отмечается рост темпов строительства. По данным первого вице-министра регионального развития Каирбека Ускенбаева, выполнено 69% годового плана. Это дает основание полагать, что нынче будет построено больше жилья, чем в прошлом году, и обеспечен ввод в строй 6,8 млн. кв. м.

В общем объеме возводимого жилья более 59%, или 2,7 млн. квадратов, приходится на долю ИЖС. Это на 12% больше, чем было построено за аналогичный период прошлого года.

Предприятиями и организациями государственной собственности за прошедший период сдано в эксплуатацию 524,9 тыс. кв. метров.

Ситуация по жилищному строительству на средства республиканского бюджета также показывает позитивную динамику. На возведение арендного жилья для очередников в 2013 году предусмотрено 17,5 млрд. тенге целевых трансфертов. На 1 октября регионам перечислено, согласно графику, 13,8 млрд. тенге, освое­но 94%. По этому направлению в 2013 году планируется построить 4 тыс. квартир площадью 285 тыс. кв. метров. Основной ввод домов намечен на ноябрь-декабрь.

На строительство арендного жилья для молодых семей акиматам областей, городов Астаны и Алматы в текущем году предусмотрено 10 млрд. тенге целевых трансфертов. На 1 октября перечислено 8,2 млрд. тенге, освоено 87%.

Кроме того, в 2013 году на строи­тельство инженерно-коммуника­ционной инфраструктуры в районах жилищной застройки предусмотрено выделение целевых трансфертов в сумме 40,1 млрд. тенге. За 9 месяцев перечислено 31,6 млрд. тенге, освоено 88%.

Копим сбережения

Одно из привлекательных для населения направлений программы – приобретение жилья посредством «Жилстройсбербанка».

Как явствует из доклада К. Ускенбаева, план по вводу кредитного жилья через систему жилстрой­сбережений в 2013 году составляет 451,5 тыс. кв. метров. Построено за 9 месяцев 141,5 тыс. квадратов.

Из предусмотренных на строительство и реализацию кредитного жилья в текущем году 30,1 млрд. тенге на сегодня регионам перечислено 20 млрд. тенге. Недоосвоение средств отмечается в Жамбылской (58%), Карагандинской (57%), Южно-Казахстанской (57%), Мангистауской (нет освоения) областях. В связи с чем, по мнению вице-министра, акиматам областей необходимо в ближайшее время устранить это отставание.

Председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Айбатыр Жумагулов доложил на заседании, что между ЖССБ и акиматами подписано соглашение о строительстве 171 жилого дома на 13,7 тыс. квартир общей площадью 875 тыс. кв. м. По состоянию на 1 октября 2013 года введено в эксплуатацию 63 жилых дома на 5 тыс. квартир общей площадью 324 тыс. кв. м.

До конца текущего года планируется сдача еще 74 жилых домов на 6 тыс. квартир, оставшиеся 34 дома предполагается ввести в следующем году.

Руководство банка намерено инициировать ограничения для участников программы по уровню доходов. Участие граждан, получающих высокую заработную плату и способных самостоятельно приобрести жилье на рынке, будет ограничено. Вместе с тем для снятия спекулятивной составляющей намечается предъявлять требования к регистрации участников программы: чтобы получить жилье в определенном регионе, участник должен прожить в этой области не менее двух лет.

Данные статистики свидетельствуют, что наибольший спрос на жилье по линии ЖССБ наблюдается в Астане, Алматы, Актобе, Караганде, Уральске, Усть-Каменогорске, Павлодаре. Глава банка связывает этот факт с широким диапазоном рыночных цен на жилье в регионах.

Однако, как подчеркнул Премьер-Министр, причина различной степени активности регионов кроется и в слабом менеджменте банка и его филиалов на местах, недостаточной работе с местными исполнительными органами. Глава Правительства поручил активизировать деятельность ЖССБ, особенно в регионах.

Финансам – потоки

Главой государства было поручено довести объемы ежегодного строительства арендного жилья к 2016 году до 1 млн. кв. м. При этом половина намеченного объема должна строиться Казахстанской жилищно-строительной корпорацией (КЖСК).

Вице-министр К. Ускенбаев в своем выступлении поднял несколько проблем, которые переживает сегодня корпорация. Во-первых, для того чтобы она полноценно развернула свою деятельность, требуется дополнительное финансирование в размере 30,7 млрд. тенге. Поскольку в ходе реализации программы корпорация столкнулась с дефицитом земельных участков с подведенными инженерными сетями, было предложено передать ей возможность подведения коммуникаций к возводимым домам.

Обозначил вице-министр и проб­лему отсутствия механизма долгосрочного заказа в работе с производителями строительных материалов и оборудования, а также отсутствие механизма реализации программы с частными проектами в сфере жилищного строительства.

Более полную картину в КЖСК представил заместитель председателя правления корпорации Руслан Хусаинов. По его словам, корпорация на сегодня оформила более 100 га земельных участков во всех регионах для строительства жилых домов в рамках программы, за исключением Актау. Всего на данных землях можно построить 824 тыс. кв. м жилья на сумму 85 млрд. тенге. Уже начаты работы в Алматы, Караганде, Шымкенте, Астане на сумму 8 млрд. тенге. До конца года планируется приступить к строительству жилых домов в Петропавловске, Актобе, Павлодаре, Уральске, Костанае на сумму 15 млрд. тенге. До конца I квартала 2014 года корпорация планирует начать возведение жилья в Астане, Таразе, Костанае, Усть-Каменогорске, Алматы, Кызылорде на 19 млрд. тенге.

По словам заместителя председателя правления КЖСК, по итогам корректировки бюджета корпорации снижено финансирование в 2013 году с 25 млрд. тенге до 15 млрд., в 2014 году с 26 млрд. – до 8,7 млрд. тенге.

– Практически выделенных средств не хватает на объявление конкурсов уже в I квартале 2014 года. Дефицит составляет в размере 10,4 млрд. тенге, – сказал Р. Хусаинов. – До конца 2014 года мы готовы провести процедуру на сумму 20 млрд. тенге площадью 194 тыс. кв. м. Однако решение данного вопроса также требует дополнительного финансирования в объеме 20 млрд. тенге. Что в общей сумме в 2014 году составляет 31 млрд. тенге.

Глава Правительства поручил МЭБП разобраться в данном вопросе и довести объемы финансирования до показателей, оговоренных в программе.

Снять препоны

Если у КЖСК возникли проблемы финансирования, то деятельность Фонда недвижимости ФНБ «Самрук-Казына» тормозят законодательные препоны. По словам главы фонда Болата Палымбетова, несмотря на то, что у семи застройщиков имеется полный пакет необходимой документации по проектам, включая проектно-сметную документацию с заключением гос­экспертизы, общей площадью свыше 110 тыс. кв. м. в Астане, Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Кызылорде, в связи с принятием в июле текущего года поправок в закон о долевом участии в жилищном строительстве, подписание соответствующих договоров финансирования в рамках механизма фонда недвижимости приостановлено. В настоящее время, признался он, сложилась ситуация, при которой любые отношения, связанные с инвестированием в жилищное строительство, сводятся к требованиям данного закона и к обязательному участию четырех сторон – дольщика, застройщика, проектной компании и банка второго уровня. Следовательно, все инвесторы приобретают статус дольщика, хотя, по сути, являются инвесторами, поскольку основу их сделок составляет предпринимательская деятельность, не связанная с привлечением денег физических лиц.

– Таким образом, в законе исключено понятие «инвестиции в жилищное строительство», что делает невозможным применением на практике механизма государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства, – сделал вывод Б. Палымбетов, напомнив, что в сентябре-октябре фондом недвижимости были проведены встречи со строительными компаниями и застройщиками, на которых отмечалось, что процедуры и требования, предусмотренные для организации долевого участия, в законе трудновыполнимы, а обязательное участие в механизме долевого участия банков второго уровня приведет к увеличению сроков рассмотрения заявок застройщиков банками, необходимости предоставления дополнительных залоговых обеспечений по проектам, а также увеличению процентной ставки, нагрузки на застройщиков, что в конечном счете отразится на стоимости жилья. Все это требует, по мнению руководителя фонда, внесения соответствующих изменений и дополнений в действующую редакцию закона.

Заслушав информацию, Премьер-Министр поручил Минрегионразвития подготовить законодательные поправки в недельный срок.

Закон о долевом участии волнует и председателя ассоциации застройщиков Айдына Рахимбаева. Документ был принят в 2008–2009 году, в разгар кризиса, и, скорее всего, носил эмоциональный характер, а теперь его нужно «направить» в экономическое русло. Закон о долевом участии, по мнению А. Рахимбаева, в большей степени защищает банки, нежели дольщиков. Нужно ввести такие механизмы, чтобы отрасль жилищного строительства не оказалась заложником банковской системы.

Второй вопрос, на котором остановился выступающий, связан с тем, что в сентябре все банки второго уровня прекратили финансирование ипотеки. Произошло это вследствие ужесточения требований Нацио­нального банка. Хотя, как известно, 60–70% жилищного строительства обычно составляет ипотечное кредитование.

Премьер-Министр согласился, что поднимаемые проблемы очень важны и должны решаться системно. Как заверил глава МЭБП Е. Досаев, возглавляемое им ведомство совместно с Нацбанком рассматривают меры по возвращению ипотеки.

О реализации проекта домостроительных комбинатов информировал вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев. В республике реализуется 17 проектов строительства ДСК. На сегодня 5 проектов введено, до конца текущего года будет сдано в эксплуатацию 4 проекта. Ввод еще 8 комбинатов запланирован на 2014 год. Касаясь ввода в строй ДСК, Премьер-Министр распорядился: Минрегионразвития, Мининдустрии совместно с акимами регионов выработать трехлетнюю программу по организации загрузки домостроительных комбинатов.

Резюмируя обсуждение, глава Правительства акцентировал внимание руководства Министерства экономики и бюджетного планирования на необходимости выделения финансовых средств на реализацию программы в полном объеме. Премьер поручил Минрегионразвития обеспечить мониторинг и контроль за своевременным освоением бюджетных средств. Акимам областей, городов Астаны и Алматы предписано обеспечить ввод запланированных объемов жилья на текущий год. Акимам областей необходимо будет также обеспечить своевременный ввод ИЖС на местах.

Рысты АЛИБЕКОВА. («Казахстанская правда» №300 (27574).

Комментарии закрыты.