Путь к безопасности и стабильности в Евразии

Глава государства Нурсултан Назарбаев еще с 90-х годов выдвигал инициативы развития экономической кооперации и интеграции на обширном евразийском пространстве, и сегодня эти предложения находят воплощение.

В тесном региональном сотрудничестве Казахстан, Россия и Беларусь продвигают формат согласованных действий в проведении общей макроэкономической политики, таможенно-тарифном регулировании и защиты своих рынков. Уже пройдены важнейшие этапы интеграции – от создания зоны свободной торговли и единого таможенного тарифа до учреждения наднационального органа (Евразийская экономическая комиссия) Единого экономического пространства. Впереди новый рубеж, обозначенный главами государств, – создание в 2015 году полноценного Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Сейчас Казахстан вышел на финишную прямую создания ЕАЭС и вступления во Всемирную торговую организацию. Как отметил Лидер нации на знаковом заседании Правительства 11 октяб­ря, «это исторический момент, от которого в немалой степени зависит будущее страны». Нужно в краткие сроки завершить большую экспертную работу по согласованию проекта учредительного договора о соз­дании ЕАЭС, который будет определять уставные принципы и формы дея­тельности союза, его структуру, компетенцию и полномочия.

На данном этапе, можно сказать, идет становление органов управления экономической интеграции, а также имеются ее первые плоды. С января 2012 года действует Евразийская экономическая комиссия – это первый орган наднационального управления на постсоветском пространстве. В докладе Европейского банка реконструкции и развития Transition Report 2012 создание ТС, ЕЭП и наднациональных компетенций названо первым примером реальной региональной интеграции в СНГ.

Потенциал евразийской интеграции, конечно, впечатляет. Совокупный объем экономик стран – участниц ЕЭП, по расчетам экспертов, составляет около 2,6% мирового ВВП (2,2 трлн. долларов) и 4% мирового экспорта, объем товарооборота – 500 млрд. долл., промышленный потенциал – свыше 600 млрд., объем с⁄х продукции – 112 млрд. Будущий интеграционный эффект в виде прироста ВВП к 2030 году может составить 900 млрд. долларов. Чтобы все это реализовать, нужны согласованные и синхронные усилия правительств, бизнеса, отраслей и местных администраций.

В этих целях уже ведется масштабная работа по гармонизации законодательств трех стран и созданию правовой базы ЕЭП. Здесь главный приоритет – оградить свои экономики от негативного внешнего влияния. Одним из ключевых соглашений, вступивших в силу с 1 января 2013 года, является Соглашение о согласованной макроэкономической политике в рамках ЕЭП. Определена методика для разработки прогнозов социально-экономического развития, порядок обмена информацией и мониторинга экономического развития стран-участниц, а также единая методика расчетов макроэкономических показателей, определяющих устойчивость развития стран-участниц.

Это годовой дефицит бюджета, уровень которого не должен превышать 3% ВВП страны; государственный долг – не выше 50% ВВП; уровень инфляции, не превышающий более чем на 5 процентных пунктов уровня инфляции государства – частника ЕЭП с наименьшим показателем.

Кроме того, 24 октября на саммите ЕЭП в Минске главами государств было подписано решение о принятии модельного закона «О конкуренции». В скором времени должны вступить в действие другие очень важные соглашения ЕЭП: «О создании общего рынка нефти и нефтепродуктов», «О единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий».

Общеизвестно и доказано опытом, что в одиночку даже таким крупным экономическим зонам, как США, Евросоюз и Китай, весьма тяжело устоять в океане финансово-экономической глобализации. Поэтому реализация согласованной макроэкономической политики позволит объединить потенциал стран ЕЭП перед вызовами мирового кризиса.

Каковы же первые результаты вхождения Казахстана в ТС? С начала действия единого таможенного тарифа (с середины 2011 года) прошло всего 2 года, и в интеграционном процессе имеются как плюсы, так и минусы. И это естественный процесс, так как интеграция есть движение на встречных курсах, партнеры получают не только права, но и принимают обязательства.

Первое. Экономическая интеграция в рамках ЕЭП и в будущем ЕАЭС потенциально несет большие выгоды через рост торговли внутри региона, продвижение экспорта стран ТС в третьи страны и более эффективные рынки товаров и услуг.

По данным Министерства экономики и бюджетного планирования, взаимная торговля Казахстана со странами ТС в 2012 году составила 24,6 млрд. долларов и увеличилась почти на 7% в сравнении с предыдущим годом. В том числе взаимная торговля Казахстана с Россией составила 24 млрд. долл. (рост на 7%), с Беларусью – 0,8 млрд. долл., увеличившись почти на 10%.

Доля внешней торговли со странами ТС в общем объеме товарооборота РК в 2012 году составила 18%, что на 0,5% ниже в сравнении с 2011 годом, а в период с 2010 по 2012 год этот показатель в среднем находится на уровне 18–20%. Структура торговли внутри «тройки» становится более технологичной и диверсифицированной. Если в торговле стран ЕЭП с третьими странами на минеральные продукты приходится 73%, то в ЕЭП – 41%.

Второе. Первый шаг навстречу экономической интеграции был сделан через введение единого таможенного тарифа (ЕТТ). В Казахстане и в меньшей степени в Беларуси введение ЕТТ привело к переориентации торговли от третьих стран в пользу партнеров по ТС. В России, напротив, наблюдается рост торговли как со странами ТС, так и с третьими странами, так, тарифная унификация привела к снижению таможенных тарифов для третьих стран.

Третье. Первые годы ТС способствовали значительному росту общих таможенных поступлений в бюджет РК (свыше 500 млрд. тенге). Заметный рост доходов от импортных пошлин отмечался уже в 2010 году, со второй половины которого началось распределение поступлений таможенных пошлин с единой территории Таможенного союза. В 2011 году объем поступлений в бюджет увеличился по сравнению с 2010 годом на 90,5 млн. долл. В целом этот показатель в 2012 году по сравнению с 2008–2009 годами (до создания ТС) увеличился сразу на 227%. И это является одним из аргументов в пользу действия ЕТТ.

Четвертое. По мнению международных экспертов, постепенно улучшается бизнес-климат в трех странах. Рейтинг условий для ведения бизнеса, рассчитываемый группой Всемирного банка, был повышен для стран ТС (Doing Business 2013). Растущая «конкуренция юрисдикций» в рамках ЕЭП и расширение выбора для субъектов экономической деятельности дают стимул для существенного повышения составляющих данного рейтинга в будущем.

Пятое. После снятия таможенных барьеров на товарно-потребительских рынках в РК увеличились объемы российских и белорусских производителей. Это даже заметно по нашим прилавкам. Ничего плохого здесь нет, если это происходит в русле здоровой рыночной конкуренции, где побеждает сильнейший. Но если речь идет об интеграции, то нужно создавать равные условия для всех ее участников.

Доля импорта Казахстана из стран ЕЭП увеличилась от его общего объема с 32% в 2009 году до 40% в 2012, в том числе 38% – это российские товары. О масштабах российского проникновения в Казахстан говорит то, что 97% торговли республики в рамках ТС приходится на нашего северного соседа. По данным Агентства РК по статистике, за 7 месяцев текущего года из России в Казахстан завезено продукции почти в 3 раза больше, чем экспортировано (9,7 млрд. долл. и 3,6 млрд.), а с Беларусью этот разрыв составляет 8 раз (42 и 343 млн.). Внешнеторговый дефицит с Россией в прошлом году у нас вырос до рекордно высокой отметки – 10,3 млрд. долл., а в первой половине нынешнего года он составил уже 6,1 млрд.долл., фактически сравнявшись с показателем 2010 года (6,5 млрд. долл.).

Эти диспропорции у Казахстана возникают как по объективным причинам, так и в результате искусственных барьеров. Стоит признать, что еще не «встали на ноги» многие наши предприятия, ориентированные на массовый выпуск пищевой продукции и промышленных товаров.

Другая проблема носит субъективный характер. Она заключается в применении российскими и белорусскими контрагентами мер нетарифного регулирования. Общеизвестно, что казахстанские товары – алкогольная, мясомолочная, пищевая и химическая продукция – слабо представлены в России и Беларуси. Об этом говорит и директор Московского политологического центра «Север – Юг» Алексей Власов: «Перекос из-за того, что ТС и ЕЭП в полной мере пока еще не работают, поскольку не устранены все ограничения в торговле. Количество сдерживающих барьеров достаточно велико».

Казахстан занимает только 7% на рынке России, поэтому оказывается в большом проигрыше. Как отметил Глава государства, на первых порах торговля между странами ТС выросла, и «теперь на нашем рынке есть российские и белорусские товары». Казахстан постепенно превращается в «налоговую гавань» для российского бизнеса, поскольку не секрет, что наша страна имеет наиболее мягкие условия для предпринимательства. Так, в РК самые низкие ставки НДС – 12%, в России – 18%, а в Беларуси – 20%. В текущем году, по некоторым данным, в РК было зарегистрировано свыше 9 тыс. компаний с российским участием.

Шестое. Казахстан хотел бы видеть в новом Евразийском союзе не просто унификацию экономических условий, под видом которой олигархический капитал решает задачи по расширению своих бизнес-империй. Как для Казахстана, так и для России и Беларуси чрезвычайно важной является задача модернизации экономики, создания пространства прорывного инновационного и технологического развития, основанного на реализации масштабных проектов. Именно поэтому на практике РК выступает за формулу интеграции через создание евразийских транснациональных корпораций, а не интеграции через приватизацию.

В свою очередь интеграция через ТНК предполагает высокий уровень технологической кооперации и корпоративной интеграции между предприятиями и компаниями «таможенной тройки», выработку общей торгово-промышленной политики ЕЭП и ЕАЭС, направленной на повышение наукоемкости промышленного производства стран – участниц интеграционного объединения, форсированное вхождение экономики ЕЭП в новый технологический уклад и повышение ее совокупной конкурентоспособности. В этом контексте Казахстан заинтересован в создании на своей территории Единого патентного органа ЕЭП.

Седьмое. Уже 2 года действует Евразийская экономическая комиссия. По сути, это «тройственное правительство», которое вырабатывает согласованные решения, обязательные для исполнения на территории каждого члена ЕЭП. Наднациональный орган получил достаточно широкие полномочия от своих национальных правительств, которые согласились передать часть своих компетенций ради общего блага. Но это не значит, что Комиссия однозначно может диктовать свои «правила игры». В новой эпохе ускорения мировых информационно-технологических процессов и денежных потоков Евразийская комиссия должна быть высоко мобильным, образцовым и ответственным органом коллективного управления. Нельзя допускать, чтобы новый орган забюрократизировался, погряз в бесконечных процедурах и нормативах. В нем должны быть представлены лучшие представители своих государств – опытные экономисты, юристы и дипломаты. При этом комиссия, по сути, не имеет права на ошибку, поскольку от ее решений будут во многом зависеть судьбы миллионов простых людей, тысяч предприятий и целых отраслей экономики. Поэтому главным приоритетом в работе комиссии, на наш взгляд, должны быть принципы консенсуса и компромисса.

Сейчас провозглашены новые принципы четырех свобод евразийской экономической интеграции – передвижение товаров, услуг, капиталов и человеческих ресурсов. К ним мы еще добавили бы равенство и равноправие.

Ерлан ШАМИШЕВ, инспектор аналитического отдела Совета безопасности РК.

Комментарии закрыты.