Противодействие теневой экономике

27 февраля 2013 года по поручению Главы государства, с учетом предложений государственных органов, результатов реализации Программы «Основные меры по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005 — 2010 годы» разработан Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 — 2015 годы (Далее — План).

Главной отличительной чертой Плана является более широкий охват спектров теневой экономики. Если прошлая Программа в основном охватывала экономические аспекты теневой экономики, то разработанный План направлен на создание институциональных основ экономического развития, способствующих выходу из тени субъектов экономики.

В частности, в секторе государственных финансов План предусматривает реализацию мер по противодействию выведения государственных средств в тень на уровне планирования бюджета, в области государственных закупок и учета государственных средств на уровне государственного финансового контроля и фискального администрирования.

В экономической практике понятие «теневая экономика» является многоаспектным и охватывает любые виды экономической деятельности – от индивидуального труда в сфере домашнего хозяйства до различных форм предпринимательства.

В настоящее время нет единства в применении терминов и определении понятия «теневая экономика». В общем, термин «теневая экономика» интерпретируется, как незаконная хозяйственно-экономическая деятельность, не облагаемая налогом и не учтенная в валовом внутреннем продукте.

Причины возникновения теневой экономики непосредственно связаны с уровнем социально-экономического развития страны. Их можно разделить на три основные группы: экономические, институциональные и социально-культурные. В периоды кризисов, когда нарушается равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития.

Развитие безналичного расчета является одним из основных мер по снижению теневого оборота в финансовом секторе.

Противодействие теневой экономике в реальном секторе требует создания условий для выхода из тени субъектов реального сектора экономики через снижение издержек ведения бизнеса и совершенствование системы государственного регулирования. В этой связи необходимо выработать предложения по критериям отбора товарных рынков для проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды, в котором будет предусмотрен полный охват отраслей экономики; проведение анализа системы управления рисками на предмет их открытости и закрытости; выработка предложений по концептуальному пересмотру подходов к разрешительной системе с целью обеспечения государственных органов всеми необходимыми данными, а также создания единой системы обмена данных.

В целях снижения уровня коррупции в государственных органах необходимо принять следующие меры: обеспечить реализацию мероприятий Программы «По противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011–2015 годы»; усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции;
усовершенствовать деятельность институтов гражданского общества антикоррупционной направленности; активизировать взаимодействие с соответствующими структурами за рубежом, реализующими антикоррупционные Программы, внедрять в практику антикоррупционной борьбы положительный зарубежный опыт, максимально учитывая национальный опыт борьбы с коррупцией; выработать предложения по разработке законопроекта, предусматривающего проверку на полиграфе руководителей государственных органов, наиболее подверженных коррупции; выработать предложения по разработке законопроекта для публичной декларации доходов государственных служащих;
совершенствовать формы сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества.

О.Сергеева, старший помощник прокурора г.Сатпаев.

Комментарии закрыты.