«Каждый ребенок – художник…»

20140117-17-01В конце прошлого года в Караганде прошла научно-практическая конференция на тему «Актуальные вопросы художественного образования детей и молодежи в условиях модернизации». Мероприятие проходило на базе Карагандинского государственного университета им.Е.Букетова, Дворца детей и юношества, школы искусств №1 и Детской художественной школы №1.

В работе конференции приняли участие преподаватели ИЗО общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования. Побывали на ней и сатпаевские педагоги Детской школы искусств Айшолпан Курманкулова и Гульшат Оспанова. – Первая часть прошла в информационном ключе. Были рассмотрены актуальные вопросы в сфере современного художественного образования. В обзорном блоке состоялась презентация художественных учебных заведений, изданий об искусстве, республиканских и международных художественных конкурсов и проектов. Дискуссионный блок дал возможность выступить участникам конференции на актуальные темы художественного образования, а методический блок презентовал методические разработки, – рассказывает Гульшат Оспанова.

– В практической части мероприятия был проведен мастер-класс в ДХШ и ДДиЮ. Посетили мастер-классы «Венецианский карнавал», «Пластилинография», «Секреты живописи мастихином», «Чарующая гжель» в школе искусства №1. А во Дворце детей и юношества познакомились с работами кружка «Чудо-соломка», приняли участие в мастер-классах по изготовлению циновок, акриловой живописи, искусства пейп-арта, пастижерного дела. В КарГУ была организована экскурсия по профессионально-художественному факультету.

– А что такое мастихин?

– Оригинальный способ нанесения красок с помощью пластинки в форме ножа или лопатки. Краску не смешивают, а наносят на полотно прямо из тюбика. Такая манера рисования создает впечатление аппликации, к примеру, лоскутки, наклеенные на холст.

– Искусство пейп-арт – это какое-то новое направление?

– Да нет, не совсем. Сюда входят такие работы как имитация резьбы по дереву или кости, вышивки или гобелена, чеканки или ювелирных изделий. Например, берете шкатулку, придаете ей новый вид с помощью старых, ненужных в хозяйстве материалов. А в результате она у вас выглядит так, словно была сделана из дерева или из кости.

– А пастижерное дело – это то, что ближе к парикмахерскому искусству?

– Да, это искусство изготовления париков.

– Но зачем ученикам школы искусств парики?!

– Не все воспитанники художественной школы станут художниками, мастерами кисти и красок. Кому-то нравится декупаж бутылок, кому-то аппликация по ткани, третьи интересуются компьютерной графикой. А кто-то, может, станет мастером по изготовлению париков и будет работать в театре, создавать костюмы героям спектаклей. Но в нашей школе не готовят мастеров пастижерного дела. Просто нам представили работы кружковцев карагандинского Дворца детей и юношества.

– А для себя и своих воспитанников вы что-то взяли на вооружение?

– Конечно. Ученикам первого класса очень нравится работа с чеканкой. Но так как им трудно работать непосредственно с материалом, мы их научили чеканке для малышей. Используем пластилин, фольгу, клей… Детям очень нравится уроки пластилинографии. Более старшие дети работают в стиле «Терра», то есть используют природный материал, а в итоге – статуэтки из гипса.

Мастер-классы по своей сущности – передача не столько знаний, сколько идей, обмен опытом. Помните выставку работ сатпаевской художницы, использующей стразы. Но если у нее преобладают контуры тигра, цветка, то наши воспитанники «пишут» картины полностью из бисера. Этому их учат Елена Белоногова и Эмма Гува. На подобных мероприятиях каждый из участников получает для себя все необходимые рекомендации по интересующей его теме, не только передают технологию работы с детьми по художественному воспитанию, но формируют у педагогов новое видение целей и методов работы.

Есть замечательное высказывание, что «каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо). Наша задача состоит в том, чтобы не только научить ребенка рисовать, но и полюбить то, чем занимаешься, затронуть в нем творческую жилку. А когда ребенок видит результат своего творчества, он просто сияет от радости, и это такое счастье, как для него, так и в первую очередь, для нас, педагогов.

Интервью вела Нурия Ильясова. Фото автора.

Комментарии закрыты.