Проблема адаптации ребенка в 5 классе

Каждый год сотни пятиклашек отправляются «в старшую школу». Ни они сами, ни их взволнованные родители не догадываются, с какими трудностями придется им столкнуться уже на второй неделе обучения. «Что происходит с детьми? Они никогда такими не были!» говорят учителя, мамы и папы в конце сентября. Действительно, спокойные, дружные, умные детки, которые всех радовали в начальной школе, вдруг меняются до неузнаваемости.

В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления: возрастает тревожность, снижается работоспособность, повышается робость или, напортив, появляется «развязность». А что сказать о неорганизованности и забывчивости, чувстве страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей? Или, что будет с ребенком, который появится в 5 классе в новой школе? Все дело в адаптации, в том, как ребенок справится с такой «стрессовой ситуацией». А к ней можно отнести: новые условия обучения и воспитания, новое здание и разные кабинеты, новый классный руководитель и учителя-предметники, разные требования, стиль и методика обучения на уроках. Большой поток информации. Новый коллектив сверстников, новые правила и нормы поведения, чувство одиночества. Успешно адаптируются только те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено имеют достаточный уровень интеллектуального развития, умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы. Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью, не делают трагедии из школьной оценки. Но далеко не все оказываются в числе таких счастливчиков. Что же делать с остальными? В этом может помочь методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную. Во-первых: педагог строит урок так, чтобы ученику в первое время предоставлялась возможность работать в привычном темпе в соответствии с уровнем обученности. Важно использовать и другие формы организации обучения: экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы, дидактические игры, дискуссии с целью развития умений отстаивать свое мнение, приводить аргументы. Целесообразно, чтобы в школе существовала традиция перехода ученика из детства в отрочество. «Ритуальность» такого перехода важна для возникновения нового отношения взрослеющего человека к себе и оформления нового отношения общества к нему. Во- вторых: обязательно данный период наблюдается школьным психологом, составляется диагностический материал (тест школьной тревожности Филлипса) и по необходимости коррекционная программа, включающая индивидуальные беседы и тренинги. И в третьих: главное – это помощь семьи, родителей. Вот некоторые советы родителям в период адаптации ребенка к 5 классу. Следите за здоровьем ребенка, повышенное количество жалоб на самочувствие может говорить о факте дезадаптации в школе. Проявляйте искренний интерес к школьным делам ребёнка, важно неформальное общение в доброжелательной обстановке. Не требуйте в первое время от ребёнка прежних результатов. Не наказывайте и не унижайте достоинства ребёнка ни словесно, ни физически. Не сравнивайте ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников. Учитывайте особенности темперамента и генетически заложенных особенностей. Учите самостоятельности и самоконтролю постепенно. Поддерживайте своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях. Проявляйте терпение, выдержку, принимайте, безусловно, своих детей, любите их не за отметки, а просто так! Помогите сегодня и предотвратите печальные последствия в поведении вашего ребенка завтра.

Е.В.Ташланова, педагог- психолог  ПМПК.

Комментарии закрыты.