Суицид – не решение проблем

Проблема суицидов у молодежи стала особо актуальной во всем мире в последние годы, что связано с резким подъемом уровня самоубийств. Детский и подростковый возраст характеризуются активной биопсихологической динамикой в виде эндокринной и психосоциальных перестроек в переходный период. Стремление молодежи ориентироваться на взрослые формы поведения при отсутствии адекватной внутренней модели и отсутствия нравственно-положительных внешних объектов в современном обществе не способствует многогранному развитию личности.

А.Амбрумова по этому поводу пишет, что ребенок постоянно находится в «принудительном контакте», не имея возможности выделить из толпы отдельную личность. Отсутствие концентрации внимания на отдельном человеке ложится в основу будущего его осуждения, трудностей межличностных связей, провоцирует переживание одиночества и недоверия. Усугубляется рознь между поколениями, рушатся гуманистические традиции, теряют ясность привычные, общие представления. Перекрывается традиционный канал передачи социальной информации через семью, ослабляется действие семейного воспитания, нарастает конфликтность в семье. Из четырех функций семьи – экономической, сексуальной, воспитательной и эмоциональной – доминирует только одна – экономическая. Разрушение института семьи провоцирует у ребенка эмоциональную неустойчивость, лабильность, повышенную реактивность, что не способствует поиску выхода из стрессовой ситуации. Следует учитывать и недостаточную зрелость, в первую очередь эмоциональную, и повышенную внушаемость, сочетающуюся с детским экстремизмом и склонностью к протестности. В этом переходном периоде возрастает влияние на личность, так называемое, неформальное общение в референтных группах. Расширяется круг потребностей с тягой к самоутверждению, что при современном снижении морально-нравственных ценностей, замещается материальными.

Как считают психологи, созревание личности включает в себя переходы: от зависимого положения к самостоятельности, от подчиненного положения в семье – к равенству, от беспечности к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций – к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов – к сложным.

Для подростков характерны следующие признаки, нередко приводящие к суициду: выраженная впечатлительность и внушаемость; способность ярко чувствовать и сопереживать; склонность к колебаниям настроения; слабость критических способностей; эгоцентрическая устремленность; импульсивность в принятии решений; склонность к переоценке тяжести конфликта.

По современным данным, только 25% суицидов среди подростков совершаются не импульсивно и лишь в 10% имеется истинное желание покончить с собою. В 90% – это крик о помощи, адресованный, прежде всего, ближним.

Для детей и подростков наиболее значимым фактором является семья, не обеспечивающая их психологического благополучия. В 33% случаев суицидов дети и подростки имеют неполные семьи, а при наличии полной семьи родители (один или оба) не могут оптимально осуществлять процесс воспитания. В 67% случаев речь идёт о ригидных установках с непререкаемой авторитарностью, у 15% родителей выявляются психические заболевания или алкоголизм. Наиболее типичными стали случаи, когда в семье оба родителя находятся в оппозиции к ребенку. В системе наказаний у 51 % семьи преобладают лишение удовольствия, у 23% – физическое воздействие.

В 32% случаев у детей в пресуициде были признаки невротических реакций.

Поощрение в 83% семей осуществлялось выдачей денег или дорогих подарков и лишь в 17% – словесными поощрениями. 77% родителей не подозревали, что их ребенок близок к совершению суицида. 21% родителей не могли объяснить, почему ребенок совершил суицид, а 33% – связывали суицид с болезнью. Мотивы суицидальных действий также отражают возрастной фактор. Примерно около двух третей способов представляют самоотравления и самопорезы. У старших появляются и более брутальные способы – самоповешение, прыжки с высоты, комбинированные способы и др. Появление в Интернете сайта с описанием способов самоубийства увеличило разнообразие способов. Несомненным осложнением проблемы суицида у молодежи является растущий пивной алкоголизм, наркомания.

В силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, дети и подростки не могут использовать метод выбора, поэтому нерасчетливость создает повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы покушения. В отличие от взрослых, у детей и подростков, картина пресуицида не имеет достаточно отчетливых признаков. При появлении в поведении ребенка отгороженности, замкнутости, снижения контактности, повышенной раздражительности, утомляемости и вспыльчивость по малейшему поводу, наличии актуальных конфликтов в семье и в школе, целесообразна консультация психолога, психотерапевта.

А.Ахмедова, психолог КГП «Областной психоневрологический диспансер» по Жезказгану.

Комментарии закрыты.