Дух предков

20140321-17-1-1Почитание умерших предков у кочевников – важнейшая часть духовной жизни. Предки казахов искренне верили в то, что духи умерших предков постоянно наблюдают за живыми родственниками, покровительствуют им.

По одной из версий ученых, культ предков сосуществовал с единобожием с древнейших времен. Поклонение и жертвоприношение независимо друг от друга присутствуют во всех странах света – в Африке, Америке, Азии, Европе. Люди верили в то, что духи предков продолжают интересоваться жизнью своих потомков, и, вмешиваясь в реальную жизнь людей, оказывают всевозможную поддержку и проводят акты воспитания. Многие народы сохраняют древние традиции и по сей день. Часть современного общества, не осознавая, или, наоборот, осознавая, продолжает поклонение предкам исполнением тех или иных ритуалов.

20140321-17-1-220140321-17-1-3Будучи в 2012 году в Израиле, я еще раз убедился, что сегодня могилы предков для евреев являются регулярными местами паломничества с целью получения благословления. Места, где захоронены предки еврейского народа – Авраам и Моисей – являются общей святыней для иудеев и мусульман. В Китае и в Японии в домах хранят списки-перечни с именами предков. В домашних святилищах проводят ритуальные действия. В 2013 году, побывав в Тайланде и Камбодже, я наблюдал, как буддисты посещают установленные в своих дворах, на улицах, возле учреждений домики-храмы для предков. В эти домики-храмы для умерших регулярно ставится еда и вода.

У христиан культ предков ярко прослеживается в культе святых. В честь них регулярно проводятся национальные праздники, совершаются определенные ритуалы, устраиваются дни поминовения. Некоторые праздники превращаются в фестивали. Отголоски поклонения духам предков сохранились и в русской Православной церкви. Помимо русских христианских святых к лику святых причислены и многие исторические личности: Николай II, Александр Невский, Петр I и Илья Муромец.

Отношение к культу предков в исламском мире неоднозначное. Современные имамы отвергают культ предков, называют это язычеством, приписыванием сотоварищей Богу. Хотя паломничество на могилу пророка Мухаммеда с.а.в. и других пророков а.в. открыто приветствуется. При этом, общеизвестно, что пророки были обычными, простыми людьми. После получения откровения они стали на праведный путь служения Богу.

Есть определенные хадисы, в которых, к примеру, утверждается: «Кто пройдет рядом с могилами, одиннадцать раз прочтет суру Ихлас, а затем адресует награду умершим, тот получит награду, равную количеству покойных». Очевидно, что культ предков живет полноценной жизнью и в исламском мире, и в христианстве, и в других мировых религиях.

Люди продолжают обращаться к духам предков. С падением многих нравственных ценностей и отсутствием целостной идеологии, все больше людей в мире обращаются к эзотерическим знаниям, находя в них ответы на свои злободневные вопросы. Люди верят в бесчисленное количество чудотворных случаев, когда духи умерших родственников или незнакомцев приходили им на помощь. Одних спасали от пожара, аварии, помогали заблудившимся в лесу или в степи, указывая дорогу. Других предостерегали от нежелательных поступков и ошибок, спасали жизни. Есть много случаев когда, духи предков исцеляли больных. Подобные исцеления и спасения проходят как во сне, так и наяву. Люди слышат и видят предков, как во сне, так и наяву. У казахов это явление называется АЯН (откровение).

Будет неправильным, если все случаи списывать на простое совпадение. Суть заключена в том, что духовная энергия умерших родственников после смерти трансформируется в образ ангела-хранителя. Если вы смотрели телепередачи «Битва экстрасенсов», то должны были задуматься, над тем, что, скорее всего, Всевышний, через духов предков наделяет людей сверхъестественными способностями. Не только духи умерших родственников могут оберегать, но и местные духи. Выше их святые и пророки. Над всеми ими стоит Всевышний. Это иерархическая система, вертикальная система власти. По всей видимости, по этой причине казахи издревле обращались к духам предков с просьбой «замолвить за них словечко» перед верховным божеством Тенгри.

Эти мысли пришли ко мне в результате общения с известным целителем Бакбергеном Аяшевым. Житель села Улытау Бакберген ага лечит, снимает порчу, ставит защиту, открывает дорогу с помощью духов предков. У него имеются соответствующие сертификаты, дипломы, удостоверения. В 2013 году он был удостоен медали Тлеугабыл Утебайулы, учрежденной Ассоциацией народных целителей Республики Казахстан. С его слов: «Не я лечу вас, это делают ваши предки, местные духи, святые. Моя задача – установить контакт между вами и духами». Лечебной практикой Бакберген ага занимается более двадцати лет. Люди едут в Улытау со всех концов Казахстана, соседней России и Узбекистана. Истории исцелившихся людей заняло бы несколько томов. К нему приходят люди безнадежные, с онкологией, с психическими расстройствами, без точно установленных диагнозов. «Залог успеха лечения – это вера в Бога и в духов предков» – говорит Бакберген ага. Он утверждает, что силы и знания получает от бессмертной энергии священной горы Аулиетау – самой высокой точки горного массива Улытау.

Люди верят в сакральную практику Бакбергена, направленную через помощь духов предков. Может быть общение с духами умерших, святых и пророков нужны Всевышнему для того, чтобы показать нам, что жизнь после смерти реальна и энергия ушедших людей помогает живущим.

Б.Кожахметов, директор национального заповедника-музея «Улытау».

Комментарии закрыты.