Жить, зажигая свет знаний в детях

20141226-17-1Когда у человека в душе гармония, она передается другим. А если, к тому же, оставлен за спиной отрезок жизни в 70 лет, то находиться рядом с таким человеком – просто везение. Рапиш Нашкеновне Идрисовой, героине моего сегодняшнего очерка, 29 декабря исполняется именно эта круглая дата. За 39 лет трудового стажа ни минуты не сомневалась в том, что выбрала когда-то педагогическую деятельность, ставшую ей за многие годы близкой и любимой. Среди истинных педагогов редки люди случайные, для которых профессия не более чем эпизод в жизни. Не секрет, что учительский труд позволяет в полной мере и без остатка раскрыться и умению, и характеру человека.

Рапиш Нашкеновна родилась в ауле Терсаккан Улытауского района в многодетной семье. Правда, из восьмерых детей в данный момент остались четверо: брат Рахат, сама Рапиш и сестренки Рахыш, Бахытжан. Отец умер, когда дети были маленькие, и весь груз ответственности за многочисленную семью лег на хрупкие плечи матери Хадиши Казгуловой, старавшейся во что бы то ни стало дать образование ребятам. Семья большая, а годы тяжелые; с малых лет братья и сестры Нашкеновы – Идрисовы познали, каким упорным трудом овдовелой матери достается хлебушек. Благо, все учились прилежно, проявляя в учебе старание, и не подводили мать ни в чем: ни в учебе, ни в труде. Все, как один, были самостоятельными, познав трудности в нелегкие послевоенные времена, рано стали взрослыми.

Окончив в селе Шенбер школу–одиннадцатилетку, поступила на физико–математический факультет ЖенПИ. До сих пор помнит, как отправилась одна, чтобы учиться в далекую и незнакомую столицу – город Алматы с одним чемоданчиком. С ранних лет мечтала стать учителем, хотела быть похожей и подражала во всем своей учительнице начальных классов Вере Федоровне Порожней. Из всех школьных предметов особенно любила математику, логически мыслить и производить сложнейшие математические анализы и вычисления ей были по нраву. Не случайно математику называют царицей наук, по многочисленным утверждениям она приводит в порядок мысли и помогает в решении многих жизненных ситуаций. Вообще история Рапиш-апай очень интересна: проучившуюся два года в казахской школе дочь, мама отдает ее заново в 1 класс, но уже с русским языком обучения. А дальше, после окончания 9 класса, сама уже Рапиш по собственному желанию последние два года учится и получает среднее образование в казахском отделении смешанной школы. Одинаково хорошее знание и умение говорить и писать на двух языках не раз помогло в жизни и в работе.

Рапиш Нашкеновна за свой многолетний труд в системе образования награждена нагрудными знаками: «Отличник просвещения СССР» и «Отличник народного просвещения Каз.ССР», Почетными грамотами, грамотами и Благодарственными письмами различных достоинств. Для нее всегда было характерно стремление к самообразованию, повышению профессионального уровня и мастерства. Где бы она ни работала, в ее подходе к своим функциональным обязанностям начинали проявляться незаурядные деловые качества, заложенные самой природой: ответственность, исполнительность, оперативная хватка и умение быстро принимать правильные решения. И что стоит отметить – во все времена Рапиш Нашкеновна оставалась человеком скромным и не требующим к себе большого внимания.

Уже находясь на заслуженном отдыхе, нисколько не сомневаясь, говорит, что ни на какую другую работу не променяла бы свою, если бы сейчас была моложе. А что нужно для полной отдачи и самореализации в учительской профессии она знает из своего собственного опыта работы:

– Чтобы успешно трудиться, для педагога необходимо обладать крепкой железной выдержкой и очень добрым сердцем, быть по-настоящему влюбленным в детей и свой предмет. Ведь настоящему учителю не все равно, с каким багажом знаний ребенок выйдет в самостоятельную жизнь, какие нравственные качества обретет он за школьные годы, каков будет его познавательный и интеллектуальный уровень.

Прав великий Леонардо да Винчи, сказав, что счастье достается тому, кто много трудится. Женщине дано не только наводить порядок в доме и суетиться на кухне, нужно еще и найти себя в профессиональной деятельности. Рапиш-апай говорит, что она счастливый человек. Разве это не счастье: любимая работа, семья. С мужем Толеубаем Байсакаловым, усердно и честно отработавшим водителем, во всех делах и начинаниях поддерживавшим свою супругу, живут в мире и взаимопонимании. Токен-ағай с гордостью вспоминает былые годы. Среди тех, с кем довелось работать, особенно с теплотой говорит о тогдашнем председателе облисполкома, уважаемом в нашем крае Хамзе Жумабекове. Еще с тех пор, как с сентября 1968 года, после успешного окончания вуза, начала Рапиш-апай трудиться учителем математики в Амангельдинской средней школе №3 Улытауского района, любовь к ученикам у нее была взаимная. Многие ее выпускники решили пойти по стопам своего учителя математики, как она сама в детстве, выбрали для себя учительскую стезю и стали хорошими специалистами. Одна из них – Рузия Алпысбекова – вот уже долгие годы в совхозе Егинды преподает детям математику, продолжая любимое дело Рапиш-апай. Да и многие другие подопечные, которым посчастливилось когда-либо учиться математике у Рапиш Нашкеновны, заняли достойную нишу в жизни, стали хорошими людьми и, трудясь на различном поприще, вносят свою лепту в развитие и процветание родной страны. Далее около трех лет учительствовала в селе Шенбер, 4 года была заведующей кабинетом в Жезказганском областном институте усовершенствования и повышения квалификации работников образования. С 1977 года работала в совхозе Урожайный сначала рядовым учителем, потом благодаря целеустремленности и организаторским способностям Р.Идрисова назначается директором школы, которую возглавляет в продолжение 7 лет. Все дни напролет пропадала она в школе, живя ее заботами и интересами. Нужно отметить, что данное учебное заведение отличалось хорошими результатами в работе, коллектив работал творчески, внедряя в учебно-воспитательный процесс элементы вперед идущей педагогической науки и дающие успешные плоды практические инновации. В рейтинговых показателях между школами района эти наработки позволяли год из года быть в лидерах. После очередного переезда в Жезказган, курировала библиотечное дело в областном отделе образования, затем 6 лет отработала в должности заведующей методическим кабинетом станции юных техников. Окончательно перебравшись в наш горняцкий город незадолго до выхода на пенсию, 13 лет преподавала математику в вечерней школе. Единственное, что в данный период не всегда удавалось видеть результаты своего труда, и вложенные в учеников знания не давали той обратной связи, о которой мечтает любой педагог. Это понятно, ведь в вечерней школе среднее образование получают в большинстве своем те, кто по разным причинам не смог учиться в обычной дневной школе.

От природы честная, принципиальная, справедливая, Рапиш-апай пронесла эти качества через всю жизнь. Мне было очень приятно слышать, что связь с одноклассниками, с которыми ровно 50 лет назад расстались, разъехавшись по городам и весям, чтобы продолжить послешкольное обучение и обустроить собственную жизнь, до сегодняшних дней не утрачена. Периодически, по круглым датам с момента окончания школы бывшие одноклассники встречаются, чтобы пообщаться и вместе вспомнить далекие и незабываемые школьные годы. Сейчас в свободное от домашних дел время одним из любимых занятий, которому Рапиш Нашкеновна отдает с удовольствием предпочтение – разгадывание судоку, требующее логики, терпения и, в большей степени, математического склада ума. Как видим, даже здесь математике отводится определенное место. Листая пожелтевшие страницы семейного альбома, понимаешь, что перед тобой история жизни родных и близких друг другу людей, отображенные в черно-белых и цветных фотографиях, которые наводят на добрые мысли. Вся жизнь Рапиш-апай прошла только в одной сфере – сфере образования. За искренние отношения с людьми, честность и порядочность, безмерное трудолюбие, открытость и заботливое отношение к детям и молодым специалистам ее любили и уважали все: и ученики, и коллеги, которые всегда стремились к общению с ней. А она, как признается сама, горела в работе, жила и трудилась, чтобы иметь приятную возможность, как учителю, зажечь свет знаний в детях.

Айгуль ТУТЕЕВА. Фото из семейного архива Р.Идрисовой.

Комментарии закрыты.