Не может быть, или страсти по гардеробу

Наши примеры, помещенные в данной рубрике, говорят о том, что уровень грамотности значительно снизился за последние годы. Бесконечные «ляпы» имеют место быть в разного рода рекламных текстах и объявлениях. Важно не только то, как мы говорим, но также и то, как это будет выглядеть. Рекламные объявления и тому подобные творения должны быть не только верны по содержанию, но и не вступать в противоречие с правилами и нормами языка.

Нас всегда интересует печатная реклама, а именно печатные объявления, в которых очень часто допускаются орфографические ошибки. Во многих случаях бывают орфографические ошибки в текстах объявлений, которые не вызывают доверия и даже, наоборот, отталкивают. Ясно одно: только грамотный текст, представляющий компанию, вызовет к ней уважение и создаст впечатление о профессионализме коллектива этой фирмы независимо от сферы ее деятельности. Сегодня мы представляем 3 примера из тех многочисленных, которые рано или поздно все же окажутся на страницах нашей газеты. Радует, что в очередной раз активные и неравнодушные горожане включились с нами в поисковую работу. И последний в ряду сегодняшних примеров прислан именно одним из таких сатпаевцев, а вернее, одной из них.

Зачастую в текстах реклам, вывешенных на видном месте в разных частях города, допускаются ошибки, связанные с употреблением удвоенных согласных. Это, например, объявление, которое можно встретить при входе в магазин «Эльдорадо» в доме №6 по улице Комарова. В числе прочих товаров, имеющихся в наличии, на баннере надпись «Аккустические системы» с двумя буквами «к» вместо одной, как положено. Ведь данное слово образовано от «акустика». Странно, но если исходное слово имеет в своем составе одну «к», то откуда в образованном от него появилась вторая? Подобный пример можно соотнести и с другой рекламной вывеской.

На витражных окнах магазина, расположенного по этой же улице и известного как «Салтанат», на большом холсте баннера в тексте красиво оформленной рекламы от студии «Indigo» хорошо известное всем слово «фотосессия» написано с точностью до наоборот. Авторам, видно, показалось, что будет уместно поэкспериментировать, воспользовавшись математическим законом, который гласит, что «от перемены мест слагаемых сумма не меняется», и вместо второй удвоенной буквы «с» оказалась первая из двух. Этого не может быть, но образовавшееся в результате так называемого эксперимента слово буквально сшибает с ног. Только представьте себе – «фотоссесия». Да, такой рекламе как раз место в центре города, прямо у площади, где жизнь бьет ключом. Ну хорошо, а причем тут гардероб, скажете вы. Спешу обрадовать своих читателей: как раз очередь и до него дошла.

Моя хорошая знакомая, побывав однажды по делам на одном из горнорудных предприятий, расположенных в черте поселка Жезказган, пришла в полное оцепенение, когда прочитала вывешенное для всеобщего обозрения на двери в кабинет терапевта объявление: «В верхней одежде не входить (гардероб на 1м этаже в душевой)». Вот это да! Нарочно не придумаешь! Почти как в анекдоте, когда водитель автобуса объявляет в салон пассажирам: «Раздевалка», следующая остановка «Баня». Для какого смеха ради нужно было раздевалку помещать в душевую? Думаю, чтобы у всех, кто заходит, сразу была прекрасная возможность и ополоснуться для соблюдения общей гигиены. Так, на всякий случай, вдруг только чистых и помытых здесь же под душем пропустят в кабинет на прием к терапевту? Хорошо, сервис сразу «два в одном»! Понятно, что в тексте чего-то не хватает. Сформулируй его немного по-другому, безусловно, и вопросов не последовало бы.

Все, что мы имеем на рекламных вывесках и объявлениях – это результат нашей общей безграмотности. О каком соблюдении Закона РК «О языках в Республике Казахстан» можно говорить, когда видишь такое? К сожалению подобных «ляпов» становится больше и больше. На деле получается, что рекламодатели, рекламоизготовители и ответственные лица не заинтересованы в качестве рекламного или другого объявления. Написал, как отрезал, а там – хоть трава не расти. Это неправильный подход к подобного рода вопросам. Грамотность, как это ни странно, – показатель уровня культуры населения, проживающего в городе. А мы ведь в большинстве своем ни за что не хотим относить себя к бескультурной массе.

Айгуль Тутеева.

Комментарии закрыты.