«ПЯТИДНЕВКЕ» – ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

В начале сентября до нас дошла весть о том, что школы Казахстана могут решить вопрос о переходе на «пятидневку». Еще в прошлом учебном году Министерством образования и науки было заявлено, что будет введена 5-дневная учебная неделя. Сейчас, когда ученики уже сели за парты и приступили к учебе, логично спросить, когда эта идея будет реализована? И самое главное, на сколько дней или недель удлинится учебный год. Родителей, прежде всего, волнует этот вопрос. За разъяснениями мы обратились к заведующей методическим кабинетом городского отдела образования Ирине Беткер:

– Родителей и детей волнует еще вопрос о том, сократятся ли каникулы. Что касается введения пятидневной учебной недели, то министерством созданы все условия для ее внедрения. В то же время, учебный год не увеличивается и привычный режим будет сохранен. Учебный год начался в сентябре и завершится, как обычно, 25 мая. Еще в июне был издан приказ Министерства образования и науки «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2017-2018 учебного года в организациях среднего образования», согласно которому продолжительность учебного года, как и ранее, составляет 32 недели для предшкольных классов, 33 недели – для первых классов, 34 недели – для 2-11 классов. Что касается каникул, здесь также никаких изменений нет. Учащиеся 1-11 классов отдыхают 7 дней осенью, зимой 10 дней и весной 13 дней, а в предшкольных классах: осенние – 7 дней, зимние – 14 дней, весенние – 15 дней. Кроме того, как и прежде, в феврале предусмотрены дополнительные каникулы в предшкольных и 1-х классах – 7 дней.

– Это очень хорошая новость для родителей и детей. В таком случае, уменьшается ли учебная нагрузка?
– Да, министерством проводится последовательная работа по сокращению нагрузки на детей. В прошлом учебном году по предложению родительского сообщества и рекомендации экспертов был сокращен объем домашних заданий. Были утверждены Методические рекомендации по выполнению домашних заданий и, таким образом, количество времени на его выполнение должно сократиться примерно на треть по сравнению с тем, как было.

Выполнение домашнего задания не должно превышать: во 2-м классе – 50 мин, в 3-4 классах – 70 минут, в 5-6 классах – 90 минут, в 7-9 классах – 110 минут, в 10-11-х – 130 минут. Не задаются домашние задания на праздники и каникулы. Исключение составляет чтение художественной литературы, выполнение проектных работ, решение задач для углубленного изучения математики. Первоклассникам – только по чтению со второго полугодия. Таким образом, думается, произойдет значительное снижение нагрузки на ученика.

Помимо этого, с нового учебного года длительность урока составит 40 минут. Также как и в Назарбаев интеллектуальных школах. Таким образом, при 40-минутной длительности уроков высвобождается 30 минут времени, и когда будет поставлен дополнительный урок, время пребывания учащихся увеличивается всего на 10 минут в день, и это по большому счету не увеличит нагрузку.

– В таком случае, будет ли изменена учебная программа при пятидневке? И касается ли это всех школ и классов?

– Учебные программы и количество часов, отводимые на изучение каждого учебного предмета, не меняются. Согласно плану по постепенному переходу школ республики на пятидневное обучение, в этом учебном году в обязательном порядке переходят на пятидневную учебную неделю, кроме 1-х классов, учащиеся 2, 5, 7-х классов. Но новые санитарные правила позволяют школам внедрить пятидневку с 1 по 11 классы. Это касается всех общеобразовательных школ и специализированных школ для одаренных детей. В данных организациях образования объем учебной нагрузки позволяет ее распределить на 5 дней. Однако, чуть сложнее будет внедрение «пятидневки» в гимназиях и лицеях.

На данный момент нормы максимальной учебной нагрузки согласно Типовым учебным планам составляют от 24 часов до 39 часов в 1-11 классах общеобразовательных школ. Новые санитарные правила регламентируют именно эту нагрузку. А ежедневную учебную нагрузку, т.е сколько уроков должно быть в день, сколько дней должны учиться, каждая школа определяет самостоятельно, согласовав при этом расписание уроков с попечительским советом или родительским комитетом, исходя из условий и возможностей школ. То есть, как и ранее говорилось, из года в год полномочия и ответственность попечительских советов, а значит, общественности увеличивается.

– Но значит ли это, что дети не будут учиться в субботу?

– Здесь надо понимать, что министерством создаются условия и возможности для предоставления 2-х дней отдыха для наших детей. Безусловно, министерство не должно регулировать и утверждать расписание каждой школы. Поэтому каждая школа решает этот вопрос индивидуально. Например, если в школе занятия идут в одну смену, а также учебные площади и количество кабинетов при двухсменном обучении позволяют заниматься в пятидневном режиме, то школа совместно с попечительским советом или родительским комитетом принимает решение в пользу пятидневки. И подавляющее большинство школ смогут перейти на пять дней учебы. Понятно, что школы, ведущие занятия в три смены, перейти на пятидневку не смогут. Это объективно.

Как выше говорилось, несколько сложнее в гимназиях и лицеях, где кроме основных часов, имеются гимназический и лицейский компоненты. В них в начальных классах также имеется возможность вместиться в 5 дней, а что касается старших классов, то в связи с большим объемом кружковой и проектной деятельности, здесь несколько часов придется выносить на субботние дни. В данном случае, рекомендуется все же в субботу не ставить сложные предметы, а проводить уроки по физической культуре, начальной военной подготовке, кружки, секции, конкурсы и экскурсии. К тому же, в связи с задачей по проведению некоторых предметов на базе музеев и других историко-культурных объектов, ряд уроков как раз можно проводить в виде экскурсий вне стен школы.

– Спасибо, успехов в новом учебном году!

Беседу вела
Айгуль ТУТЕЕВА.
Фото автора.

Комментарии закрыты.