В единстве наша сила

Современный Казахстан мало напоминает страну, которая существовала в ее нынешних границах более 80 лет назад. Сейчас это независимая республика, признанная международным сообществом, строящая амбициозные планы как в экономической, так и социальной сфере. В грозные же предвоенные годы наше государство стало вторым домом для сотен тысяч вынужденных переселенцев, которым был присвоен ярлык «неблагонадежных». Однако народ Казахстана, едва оправившийся после страшного голода начала 1930-х годов, гостеприимно распахнул перед ними двери, дал пищу и крышу над головой…

Сухая статистика официальных документов потрясает. В 1937 году в Казахстан и Среднюю Азию было выслано корейское население, в это же время с южных границ СССР в нашу страну были высланы курды, армяне и турки. В 1940-1941 годах – высланы поляки и немцы Поволжья. В 1943-1944 годах в Казахстан были выселены представители народов Северного Кавказа: калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы. Судьба переселенцев была трагичной. Немалое их число, особенно женщин, детей и стариков, погибло еще в пути. Совершенно иные климатические условия ждали их и в местах нового расселения — жаркое сухое лето и морозная зима.
Всего за 1937–1944 годы в Казахстан было депортировано свыше 1 миллиона 200 тысяч человек, а вместе с эвакуированными – на полмиллиона больше. По существу, каждый пятый в республике был спецпереселенцем. Многие десятки тысяч человек погибли в первые месяцы после депортации от голода и болезней, выжившие были направлены на принудительные работы. Им запрещалось покидать новое место жительства, это рассматривалось как побег и несло за собой уголовную ответственность. Спецпереселенцы были обязаны в трехдневный срок сообщать в НКВД обо всех изменениях, произошедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи или побег). Трудно было бы выжить в условиях сильнейшего морального надлома и физических тягот, если бы не поддержка и сочувствие местного населения.
Казахский народ тепло и гостеприимно встретил переселенцев. Сулим Исакиев попал в Караганду в пятилетнем возрасте. Мало что помнит о том времени: костры на станциях, холод, голод, теснота землянки. Но было и хорошее: взаимопомощь и взаимовыручка, доброжелательное отношение коренного населения. Казахи помогали депортированным чем могли, несмотря на разные специально распускавшиеся страшные слухи о вайнахах. Харону Кутаеву в год депортации было немногим больше 6 лет. Его за руку держала тетя, сестра его отца. Много им пришлось вынести, и за то, что выжили, Харон бесконечно благодарен казахскому народу. Он рассказывал: «В одной квартире нас жили несколько семей разных национальностей, в том числе и казахи. Глава этой семьи, уходя на работу, говорил своей жене: «Если есть у тебя один баурсак — дели его на четыре части, чтобы всем было по кусочку».
Серик Ильясов вспоминает как во дворах его родного села Майбалык в Петропавловской области дети разных национальностей мололи зерно каменными ручными жерновами, а потом казахские бабушки пекли из муки баурсаки, чеченские женщины — белиш, выносили иримшик и курт и все это раздавали детям. А взрослые работали в шахтах и на полях. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.А. Шаталов писал в своих воспоминаниях: «От чистого сердца, всю жизнь буду благодарен земле Казахстана. В трудные военные годы казахский народ заботился обо мне как о родном сыне». Извечную благодарность к казахстанскому народу питал и ныне известный писатель Герольд Бельгер, который жил в немецкой семье в ауле близ реки Есиль в Северном Казахстане. Его плодотворная публицистика в основном и посвящена щедрой и гостеприимной казахской земле, а также проживающим здесь людям.
В свою очередь, спецпереселенцы также не оставались в долгу, честно, добросовестно трудились, оказывали значительную помощь в развитии государства. Они стали инженерами, техниками, медработниками, учителями, агрономами, трудились на заводах и шахтах, выращивали хлеб.
Процесс реабилитации депортированных народов начался со второй половины 1950-х годов. Чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки и другие народы получили возможность вернуться на свою историческую родину. Однако многие из них продолжают проживать в Казахстане и поныне. Именно поэтому современный Казахстан можно по праву назвать многонациональным государством, в настоящее время здесь отмечено порядка 130 этносов, которые сосуществуют в мире и согласии.
Нашей стране удалось избежать кровопролитных межэтнических конфликтов, которые раздирали некоторые страны СНГ в период, наступивший после развала Советского Союза. С момента провозглашения Независимости РК правовую основу этнонациональной политики в Казахстане составляет совокупность законодательных норм и актов — прежде всего Конституция РК, согласно которой неконституционными признаются любые действия, способные нарушить межэтническое согласие. Прежде всего этнонациональная политика страны базируется на принципах верховенства закона и разумного сочетания коллективных прав этносов и индивидуальных прав человека. В Казахстане был создан уникальный и эффективный механизм реализации национальной политики и межнационального диалога в лице Ассамблеи народов Казахстана, который стал консультативно-совещательным органом при Главе государств, а позже стал конституционным органом. Еще через некоторое время Ассамблея была переименована в Ассамблею народа Казахстана, что лишний раз подчеркнуло общность всего многонационального состава страны.
Благодаря ее деятельности, повсеместно идет процесс культурного возрождения многонациональности, и Ассамблея обеспечивает их всеобъемлющий диалог. Сегодня этот опыт перенимается некоторыми соседними странами. Идет активная работа по возрождению и развитию культур этнических меньшинств: регулярно проводятся фестивали народного творчества, языков народов Казахстана, День единства народов Казахстана, дни памяти жертв политических репрессий, духовного единства и согласия. Кроме того, каждый этнос имеет свои традиционные праздники, возрожденные за годы Независимости страны и отмечаются они обязательно все вместе: за единым столом собираются представители разных национальностей.
Под эгидой Ассамблеи проводится сбалансированная языковая политика, и Казахстан, один из немногих, разрешил эти проблемы без острых конфликтов и потрясений. Идет естественный процесс овладения государственным языком гражданами страны, особенно молодежью. Языковое богатство Казахстана обогащает общеказахстанскую культуру и выступает важным фактором укрепления единства. Более того, представители научной и культурной интеллигенции страны поддержали инициативу Нурсултана Назарбаева о переходе на латинский алфавит, что призвано еще более сблизить наше молодое государство со странами остального мирового сообщества. Обеспечиваются духовное возрождение страны и, самое важное, межконфессиональное согласие и толерантность. Исторически унаследованная нынешним поколением казахстанцев терпимость в духовной сфере является хорошей основой сохранения гражданского и межконфессионального мира в будущем.

www.e.karaganda.

Комментарии закрыты.