Тариф в обмен на качество

Впервые за долгие годы у Сатпаевского предприятия тепловодоснабжения появился шанс выйти на безубыточный уровень работы. Об этом на первом в этом году аппаратном заседании сообщил его директор Азамат Утепбергенов. При этом Азамат Кабдрахманович не стал скрывать, что этот радостный момент стал возможен благодаря увеличению тарифа и норм потребления тепловой энергии для населения, не имеющих приборов учета.

– Верно, тарифы мы подняли, чтобы только прийти к безубыточной деятельности предприятия, – соглашается Азамат Утепбергенов, директор ТОО «СПТВС».

– Но убыточной для физического потребителя.

– Чтобы развиваться, нужны средства. Возьмите любого участника рынка, если он не покрывает элементарные расходы в своей деятельности, о каком развитии может идти речь? Для этого в тариф включены инвестиционные мероприятия. «Советский ресурс» службы тепловых сетей и теплоэнергетического оборудования полностью исчерпан, ремонт изношенного на 70-80% оборудования неэффективен и затратен. Необходима полномасштабная программа по модернизации и реконструкции теплоэнергетической системы за счет инвестиционной составляющей тарифа. Только при комплексном решении всех проблем удастся снизить потери тепловой энергии до уровня европейских показателей, повысить надежность и эффективность тепло­энергетической системы.

– При одном нюансе. Если предприниматель завысит цены на свои товары и услуги, к нему никто не пойдет. Люди пойдут к другому. То есть, в этом случае от ценового беспредела спасает банальная конкуренция. А ваше предприятие – монополист в своей сфере деятельности, и люди могут посчитать, что вы этим пользуетесь, формируя тариф.

– Тарифные сметы утверждаются областным Департаментом комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) в соответствии с действующим законодательством. Перед утверждением над сметой работают эксперты в данной сфере. Сегодня ДКРЕМ регламентирует различные нормативные параметры, такие, как нормы расхода топлива, различных материалов, и даже нормы количества работников, и в итоге определяет конечный размер тарифа.

Если честно, мы – заложники своего положения. Нам от статуса «монополиста» лучше не становится. Тарифы на коммунальные услуги были искусственно занижены, так как антимонопольное ведомство всегда в первую очередь руководствуется параметрами инфляции. Но если посмотреть на динамику инфляции и цен на коммунальные услуги в последние 10 лет, то мы увидим, что их стоимость выросла значительно меньше, чем инфляция за этот период.

Мы бы отказались от убыточных объектов комплекса тепловодоснабжения, например, которые нам передали в изношенном состоянии, но мы не можем. Поэтому нам нужны средства, чтобы их восстановить.

– Вернемся к планам вашего предприятия на этот год. Первый – выйти на безубыточный уровень.

– Да, и это реально. Тариф мы подняли с ноября прошлого года. За три прошедших месяца общая доходность предприятия по всем оказываемым услугам в среднем увеличилась на 30%. Разница значительная.

– Но безубыточный уровень – не самоцель предприятия?

– Разумеется. Дополнительные средства, полученные в результате увеличения тарифа, позволят нам покрывать текущие расходы на приобретение тепла и электроэнергии у энергопроизводящих предприятий, а также провести в этом году по инвестиционной программе капитальный ремонт 1 км сборных коллекторов западного участка Эскулинского водозабора (от скважин до резервуаров), 1 км напорного коллектора канализационных сетей (от главной фекальной насосной станции до очистных сооружений), 1,5 км изношенных тепловых сетей по ул. Комарова и пр.Независимости. График текущего и капитального ремонта инженерных сетей уже согласован с акиматом города Сатпаев. Объем текущего ремонта остается прежним – 25 км.

Кроме того, планируем отрегулировать все квартальные и магистральные теплосети. Локальная регулировка сетей у нас проходит постоянно. Но с учетом ввода в действие новых жилых домов 6 микрорайона, нужны профессиональные гидравлические расчеты. Таких специалистов в нашем предприятии нет. Мы заключили договор со специализированной компанией, которая произведет данные расчеты. В следующем отопительном сезоне на основании гидравлических расчетов для вновь вводимых объектов жилого фонда мы сможем равномерно распределить тепло по всему городу.

– Значит, следующей зимой услуга станет соответствовать суммам в квитанциях?

– Понимаете, передача тепловой энергии от котельной до объектов потребителей осуществляется стабильно по температурному графику на протяжении всего отопительного сезона. Это основная задача энергопередающей организации.

В большинстве случаев, проблемы теплоснабжения заключаются во внутридомовых системах отопления. В многоэтажных домах проблемы в системе отопления очевидны и предсказуемы. Там срок службы трубопроводов истек уже давно, и поэтому они становятся причиной не только снижения тепла, но и аварий. За многие десятилетия трубы настолько забиваются отложениями, что не в состоянии обеспечивать нормальную циркуляцию. Одним из решений является промывка не только стояков, но и радиаторов в каждой комнате, либо более кардинальное решение — заменить все трубы. Серьезные проблемы с отоплением в многоквартирном доме возникают, когда жильцы принимаются за ремонт и перепланировку своих квартир. Стихийная, бесконтрольная установка новых радиаторов и теплых полов приводит к разбалансировке системы. В итоге нарушается циркуляция в системе, на некоторых этажах батареи горячие, а на других жильцы мерзнут. Специалисты КСК могут сбалансировать распределение теплоносителя по стоякам, но проблемы с отоплением в отдельных квартирах все же остаются.

Тем не менее, мы прилагаем максимум усилий, чтобы решить проблемы потребителей. К примеру, в этом году мы решили передать КСК/ЖКЦ во временное пользование наш компрессор для гидропневматической промывки внутридомовых систем во всех домах города, чтобы наладить в них циркуляцию тепла. Также проинспектируем частный сектор на предмет наличия технических условий для подключения к общей магистральной теплосети и установки дополнительных насосов – многие делают это без разрешения.

– Тарифы в этом году меняться не будут?

– Мы не собираемся повышать средние тарифы, но планируется их дифференциация в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. Установив приборы, потребители будут заинтересованы проводить энергосберегающие мероприятия в своем жилье для того, чтобы сократить расходы на коммунальные услуги. Кроме того, сокращение потерь тепла – это и сокращение выработки тепловой энергии на станциях, и, соответственно, снижение вредных выбросов в атмосферу.

Мы также движемся к оптимизации расходов. К примеру, 70% всех расходов составляет приобретение энергоресурсов (тепловая и электроэнергия). Еще 20% уходит на заработную плату сотрудникам. Оставшиеся 10% – это сырье и материалы для ремонта, которые мы закупаем у сторонних организаций. Вот если бы мы закупали электроэнергию напрямую у энергоисточников, а Предприятие теплоэнергетики модернизировал бы свое производство, тогда бы и наши расходы уменьшились. Но в первом случае объем закупаемой электроэнергии не столь велик, чтобы энергоисточники заключали с нами напрямую, а также нам необходимо заключить договоры на транспортировку электроэнергии с тремя энергопередающими организациями. Во втором – все зависит не от нас.

– Какие еще, помимо текущего и капитального ремонта водопроводных, тепловых и канализационных сетей и сдерживания тарифа, планы на этот год у предприятия?

– Первое – сокращение потерь в системе водоснабжения. Мы хотим использовать строительство нового Эскулинского водовода. У нас одна нитка есть, но она в плачевном состоянии. Если перенесем часть объема на вторую нитку, сократятся потери, а также расходы на ремонт сетей и электроэнергию насосных станций. Предусмотрен ремонт и резервуаров на третьем подъеме, что тоже приведет к сокращению потерь питьевой воды. Коммерческие потери питьевой воды также возьмем под контроль, установив приборы учета в частном секторе, чтобы жители не поливали свои огороды питьевой водой.

Второе – реконструкция хозфекальных очистных сооружений. Им в этом году 50 лет, и капитального ремонта они никогда «не видели». Есть механизмы финансирования в рамках государственно-частного партнерства и потенциальные инвесторы, стоимость проекта 7,3 млрд. тенге. Осталось получить гарантии государства по возврату этих средств частному инвестору.

Есть и другие мероприятия, не столь масштабные, но тоже очень важные для стабильной работы предприятия, а значит и для всех жителей нашего города: обновление насосного парка и спецтехники, цифровизация абонентского отдела, создание интернет-сайта предприятия и так далее. Так что, как видите, сидеть сложа руки в этом году нам не придется.

– Благодарю!

Евгений Ванюшов.
Фото автора.

Комментарии закрыты.