НОВАЯ ПРОГРАММА – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Учителя, выполняя заказ общества, должны в стенах школы подготовить выпускника с набором таких качеств, как креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высоким уровнем профессиональной грамотности. О том, какие существенные изменения в педагогической теории и практике на сегодняшний момент затронули систему образования, рассказал руководитель городского отдела образования Берик АКИШБЕКОВ.

– Берик Базылович, скажите, в чем смысл новой системы школьного образования?
– Президент Казахстана поставил цель – войти в 30 наиболее развитых стран. Главная задача в школьном образовании – поднять качество обучения. Важным становится не то, что знает человек, а что он умеет и как он умеет применять знания. То есть, значение приобретет не количество знаний, а функциональная грамотность. На такое обновленное содержание школьного образования страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начали переходить с 1988 года. В 1997 году страны договорились о едином стандарте измерений обновленного содержания – PISA. С 1 сентября 2016 года Казахстан начал поэтапно внедрять новый стандарт с первого класса во всех школах республики. На внедрение полностью отводится 4 года.
– Уверена, может возникнуть вопрос у читателей старшего поколения: «А зачем это надо? Мы учились по старой системе и ничем не хуже нынешнего поколения»?
– Все ведь меняется не минутно, а ежесекундно. Приведу такой пример: современный человек за 1 месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек 17 века за всю жизнь. Информация в мире удваивается каждые два года, что делает невозможным и бесполезным простое ее заучивание. Самое главное – учеба уже не будет базироваться на запоминании. Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. То есть, значение приобретет не количество знаний, а функциональная грамотность, которая проверяется такими международными исследованиями, как «PISA», «TALIS», «ICILS», «TIMSS». В этом году в исследовании «PISA» участвует школа №14, в ICILS 2018 IEA – школа №19.
– Интересно узнать, а как учителя в целом относятся к обновленной программе?
– Обновленная программа вызывает некоторые затруднения у учителей. Педагоги понимают, что в свете обновленного содержания образования они должны обладать высоким уровнем сформированных компетенций: специальной, социальной, образовательной, информационной, коммуникативной, компетентностью решения проблем. Для этого нужно постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием, обучаться на курсах.
– Берик Базылович, скажите, как изменится школьная программа?
– Школьная программа и новые учебники ориентированы на достижение не только предметных знаний, основанных на заучивании, но и практических навыков, развитие критического мышления, постоянный анализ, самостоятельный поиск информации и коммуникативной грамотности.
– Что уже сделано, чтобы перейти на новую образовательную систему?
– Работа по переходу на новую систему обучения ведется в течение 15 лет. К сегодняшнему дню уже адаптировано и внедрено в Назарбаев Интеллектуальных школах и 30 пилотных школах по всей стране. Был проведен мониторинг: родители, дети, преподаватели положительно относятся к новым переменам в системе образования.
Введению обновленного содержания образования предшествовали уровневые курсы, целью которых было изучение и распространение лучшего педагогического опыта казахстанских и зарубежных учителей-новаторов, внедрение лучших практик. Были подготовлены преподаватели-тренеры из НИШ, национального центра повышения квалификации «Өрлеу» и школ для обучения преподавателей обновленному содержанию программ.
– Хотелось бы поближе узнать, зачем и как будут переходить на трехъязычие в школах в целом и в масштабах нашего города в частности?
– По мнению Президента Казахстан должен стать частью высокотехнологичного, высокообразованного, международно-интегрированного общества с высочайшим международным уровнем сервиса. Большинство знаний, научных исследований в мире сегодня производится на английском языке. Согласно мировым исследованиям, чем лучше знание английского языка у людей, тем выше доход на душу населения, меньше безработной молодежи, лучше бизнес-климат.
Главная цель перехода на трехъязычие – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.
Сегодня каждый человек понимает, насколько важно знание нескольких языков, так как без этого невозможно получение информации, необходимой для профессионального роста. Для перехода на обучение на трех языках определены 4 предмета естественно-математического цикла, по которым в старших классах обучение будет вестись на английском языке – физика, химия, биология, информатика. Преподавание на английском планируется начать уже с 2019 года. С 2017-2018 учебного года гимназия им. С.Сейфуллина вошла в число 50-ти пилотных школ по ведению предметов естественно-математического цикла на английском языке. В 7-8 классах введены такие курсы, как «Физика негіздері ағылшын тілінде», «Физика на английском», «Программирование Scratch (скрич) на английском языке». Занятия ведут учителя физики А.Софинов, В.Панина, учитель информатики К.Утенова, которые закончили 9-месячные курсы по обучению учителей предметов естественно-математического цикла на английском языке и получили уровень В1. В целом по городу 49 учителей получили сертификаты уровня В1, еще 24 с уровнем А2 проходят обучение для повышеня уровня до В1.
Также гимназия им.С.Сейфул­лина с нового учебного года войдет в республиканскую экспериментальную площадку по раннему изучению английского языка с 5 класса предметов ЕМЦ (химия, физика, биология, информатика). Отбор детей в экспериментальные классы будет осуществляться через тестирование с апреля этого года. Для детей, прошедших тестирование, планируется организовать в июне-июле летние языковые лагеря для совершенствования владения английским языком. Учителя города поддерживают политику государства по внедрению трехъязычного образования и работают над ее реализацией. Исходя из опыта нашей работы, можно сделать вывод: увеличение количества людей, которые говорят на трех языках, возможно при научном подходе к данному вопросу, применении и внедрении инновационных методов, а также при использовании имеющегося опыта, способствующего эффективному изучению языков.
– Каким образом будет осуществляться оценивание по обновленной системе образования?
– В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания. В 2017-2018 учебном году на новую систему оценивания перешли 1, 5 и 7-е классы. Во вторых классах продолжается использование критериальной системы оценивания. Его основной целью является объективное оценивание с заранее известными и четкими критериями, позволяющими обеспечить качественное оценивание и развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
– Что предполагает реализация обновленной программы в системе образования?
– Программа предполагает обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формированию интеллектуального, физически, духовно развитого и успешного гражданина. Кроме этого, повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР, поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение подушевого финансирования в школах, создания системы стимулирования успешных школ.
– Спасибо за интервью. Дальнейших успехов в работе!

Беседу вела
Айгуль ТУТЕЕВА.
Фота автора.

Комментарии закрыты.