ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В минувший вторник депутаты городского маслихата в ходе проведенного рейда ознакомились с условиями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания им, как нуждающимся в особом подходе, когда речь заходит об образовании и социализации, социальных услуг в масштабах города.

Стоит отметить, что данное мероприятие явилось первым в ряду других и связано оно с подготовкой и сбором информации к вопросу «Об оказании социальных услуг» повестки дня очередной сессии городского маслихата, которую планируется провести в начале лета. В ходе рейда комиссия в составе секретаря городского маслихата Татьяны Хмилярчук, депутатов Шолпан Мухамедгалиевой и Ержана Токимбаева, посетила ОШ №№ 7, 25, в которых имеются классы коррекционно-развивающего обучения, и отделение по оказанию социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями.

Не секрет, у детей с особыми потребностями социокультурный формат воспитания, обучения и жизни отличается от установленных государством стандартов. Поэтому одна из основных задач нашего общества – включение по возможности их в общий образовательный процесс. Данный вопрос решается у нас в стране через инклюзивное образование, которое на данный момент, с учетом мировой практики, является реальной возможностью адекватной социализации ребят.

В школе №7 обучением в классах КРО охвачено 60 детей, всего таких классов по школе – 9, средняя наполняемость в классах – от 4 до 10 учащихся. Занимаются ребята по обыкновенным школьным учебникам, только по адаптированной программе, так как для подобных классов, открытых на базе общеобразовательных школ, специальных учебников не предусмотрено. Все 60 учащихся, как и положено, охвачены бесплатным питанием в школьной столовой. Школа с начала этого учебного года вошла в числе других школ региона в областную экспериментальную площадку по инклюзии. С детьми дополнительно работают дипломированные педагоги-специалисты: 2 логопеда и дефектолог, на каждого ребенка заводится портфолио. Условия, созданные для ребят в стенах школы, хорошие, единственное, многие из них занимаются в кабинетах, не приспособленных для занятий в классах КРО, где помещения должны зонироваться, чтобы создать больше комфорта обучающимся в течение учебного дня. И, что немаловажно, в школе на момент посещения в наличии одна медсестра, хотя для классов КРО дополнительной единицы медперсонала никак не помешало бы.

В 25-ой школе, которая участвует в пилотном проекте по инклюзивному обучению в масштабах республики, в трех классах КРО обучается 20 детей. Здесь учащиеся двух классов среднего звена обучаются по кабинетной системе, то есть участвуют в общем процессе интеграции, что, безусловно, дает почувствовать детям с ограниченными возможностями свою причастность и значимость в общешкольном содружестве. Если говорить в целом, учителя школ, работающие в коррекционно-развивающих классах, получают специальную доплату к основной заработной плате, как и предусмотрено законодательством. Посещающими было отмечено, что документация в обеих школах ведется систематически, отслеживаются ежедневно результаты по всем детям классов КРО. Также с большой гордостью в школе №25 гостям были продемонстрированы творческие работы и картины талантливых ребят, которые в свободное от уроков время посещают отделение изобразительного искусства ДШИ.

Отделение по оказанию социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями располагается в восточном районе города, в одноэтажном деревянном строении барачного типа, которое нуждается в ремонтных работах. Заведующая отделением Талига Капарова рассказала, что в этом году выделены средства на проведение частичного капитального ремонта. Это, бесспорно, радует. В штате отделения 16 социальных работников, получается, если в расчете на 80 детей, закрепленных здесь по списку и имеющих пометку в диагнозе «индивидуальная программа реабилитации», на одного соцработника приходится по 4-5 детей для обслуживания по месту жительства. Но, тем не менее, подопечные со своими родителями приходят практически ежедневно сюда, где созданы благоприятные условия для проведения подвижных и развивающих моторику пальцев, внимание игр, совместных мероприятий, где дети полностью могут раскрепоститься, побегать, поиграть, пообщаться друг с другом, участвуя в эстафетах и спортивных соревнованиях. Они и сами это отмечают, когда взрослые спрашивают, нравится ли им здесь. Весело и с пользой для своего развития проводят дети время в стенах этого заведения. Депутаты отметили для себя, что для посещения на дому детишек социальным работникам приходится порой пользоваться услугами общественного транспорта. Как выяснилось в ходе разговора, доплата, которая предусмотрена государством в стандартах, соцработникам на сегодняшний день не выплачивается, также не решен вопрос с проездными билетами для бесплатного проезда на внутригородских автобусных маршрутах.

В современном казахстанском обществе делается многое для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей. Но, несмотря на это, все же нужно стараться не оставаться равнодушными и безучастными и по необходимости каждому из нас со своей стороны активно участвовать и помогать детям с так называемыми особыми возможностями просто по-человечески в сфере их реабилитации и социализации, чтобы обеспечить безбарьерную или доступную среду для их комфортной и безопасной жизни.

Айгуль ТУТЕЕВА.
Фото автора.

Комментарии закрыты.