Оценку работе даЁт народ

В малом зале городского акимата состоялся брифинг руководителя Жезказганского зонального представительства Управления здравоохранения Карагандинской области Ляззат Рановой. В брифинге приняли участие руководители медицинских учреждений городов Сатпаев и Жезказган, а также руководитель отдела социальной сферы аппарата акима г.Сатпаев Гульмира Тансикпаева.

– Одним из основных индикаторов качества оказания медицинской помощи являются жалобы населения. И мы как представители здравоохранения желаем ответить на все вопросы, – пояснила цель встречи Ляззат Набиевна.
Но прежде чем ответить на наболевшие вопросы здравоохранения, Ляззат Набиевна кратко доложила о проделанной работе в 2018 году и перспективах на 2019 год.
– В г.Сатпаев медицинскую помощь оказывают три государственных предприятия: Центральная больница, поликлиника, филиал Карагандинского областного противотуберкулезного диспансера. Плюс горожане получают первичную медико-санитарную помощь от двух семейно-врачебных амбулаторий на частной основе: «Лекерова» и «Ахметова».
В прошлом году в городскую поликлинику прибыло три молодых специалиста – врачи общей практики, двое врачей прошли специализацию, но вопрос кадрового дефицита остается. Поликлиника полностью перешла на цифровой метод обслуживания: безбумажный документооборот, электронные паспорта здоровья, мобильное приложение ДамуМед и др. Проведено разукрупнение участков ВОП (с 28 до 18) и педиатрических участков от 0 до 5 лет (с 9 до 1). Открыт центр амбулаторной хирургии и травматологии. Действуют четыре стоматологических кабинета в общеобразовательных школах №№ 7, 9, 19 и 25. Активизирована работа школ здоровья в 11 школах и медицинском центре. Установлена современная система навигации. С целью усиления информационно-разъяснительной работы среди населения в штат поликлиники принята пресс-секретарь. Проводится активная информационно-разъяснительная работа в интернет ресурсах и местных СМИ по профилактике младенческой смертности, от несчастных случаев, по ОСМС.
Что касается работы поликлиники в 2019 году, то присоединятся четыре врача ВОП и два педиатра. Планируется переобучение одного терапевта на врача ВОП и открытие еще двух участков врачей общей практики, и таким образом на одном участке должно быть не более 1700 человек. Стоит задача введения комплексного подхода по внедрению программы управления заболеваниями, для чего будет обучено более 100 медицинских работников. Строительство гаражных боксов на территории поликлиники и переезд отделения скорой помощи, открытие двух бригад скорой помощи при поликлинике для обслуживания вызовов 4-й категории. Планируется закуп медицинского оборудования: электрокардиографа, УЗИ, экспертного класса, приобретение трех реанимобилей. А также внедрение расширенной, более глубокой системы медицинского страхования и усиление информационно-разъяснительной работы.
В центральной городской больнице на сегодняшний день планируется открытие гемодиализного центра на основе ГЧП. Ремонт помещений для него уже начался и идет в штатном режиме. Капитальный ремонт главного корпуса больницы, родильного дома, инфекционного отделения, хозяйственного блока и благоустройство территории.
Кроме того, работают Школы здоровья по артериальной гипертонии, сахарного диабета, «Школа беременных», «Школа будущей мамы и ухода за ребенком», школы профилактики алкоголизма и наркомании, школа для пожилых людей. Проводятся мероприятия по многодетным и социально уязвимым слоям населения в частных лечебно-профилактических организациях. На всех участках заведены списки, собираются продуктовые наборы, закупаются школьные принадлежности. Создан пункт приема одежды для детей. Выдается материальная адресная помощь нуждающимся, которые приписаны к данному лечебному учреждению.
Часто и наиболее задаваемый вопрос – очереди в поликлинике. В связи с введением информационных программ увеличивается время приема пациентов до 10-15 минут. Это создает определенные неудобства. Поэтому проводится работа по разукрупнению участков, о чем я уже говорила выше. Этот процесс минимизирует время приема и ожидания со стороны пациентов.
– В чате «Соцсфера г.Сатпаев» TELEGRAM молодые мамы часто жалуются на нехватку детской смеси и несвоевременной ее выдачи, не выдачи многодетным мамам. В чем причина? Поясните пожалуйста, кто входит в категорию, скажем так, «счастливчиков»?
– Была некоторая задержка, связанная с проведением тендерных конкурсов. Но она полностью ликвидирована в конце января начале февраля. Сейчас эта проблема снята. Бесплатные детские смеси положены мамам, которые в силу объективных причин не могут кормить детей грудью, детям с аллергией на грудное молоко (и такое существует в этом мире). Выдача бесплатного детского питания детям до 1 года осуществляется строго по приказу №666 от 29 августа 2017 года министра здравоохранения РК. Согласно этому документу, бесплатная смесь выдается в следующих случаях:если ребенок усыновленный, если мама ВИЧ-инфицирована или у нее открытая форма туберкулеза, если у ребенка врожденная лактозная недостаточность (грудное молоко или молочные смеси не усваиваются), галактоземия (редко встречающееся генетическое нарушение обмена веществ), фенилкетонурия (тяжелое наследственное заболевание), болезнь «кленового сиропа» (врожденный дефект метаболизма аминокислот).Также есть перечень относительных социальных и медицинских показателей для перевода малыша на искусственное вскармливание. Например, детские смеси выделяются семьям, где родились близнецы, мама является студенткой (очная форма обучения) или находится на стационарном лечении, если у мамы тяжелая форма болезней крови, онкология, острое психическое заболевание, пороки сердца или тяжелые сердечные болезни, тяжелые формы эндокринных, аллергических заболеваний, заболевания почек с развитием почечной недостаточности, гипогалактия (грудное молоко не вырабатывается, либо его совсем мало). Но при каждом случае собирается консилиум врачей, дается заключение и только на основе этого заключения выделяется детское питание. Если мама или ребенок не попадают ни под один из перечисленных пунктов, значит, им не положено по закону.
– Какова судьба Центральной городской больницы? Городское руководство утверждает, что она спасена, но службы ЧС периодически грозят её закрыть. Кому верить?
– Да, службы ЧС правы, есть определенные недостатки, связанные с длительным отсутствием ремонта. В прошлом году выделили 1200 млн тенге на ремонт в течение трех лет. И он идет. В 2018 году мы отремонтировали кровлю, наружные и внутренние сети, частично заменили окна. В этом году предусмотрен ремонт инфекционного отделения, хозяйственного корпуса и родильного отделения. В главном корпусе в этом году ремонт проводиться не будет. Как я уже сказал выше, ремонт проводится в течение 3-х лет. Что касается гидрантов, то их приобрели. В смету ремонта этот пункт включен. Сейчас мы доукомплектуемся и затем уже СПТВС их установит. Службы ЧС требуют от нас сиюминутно, прямо сейчас их установить. Мы даже судились с ними, и выиграли. Но они подали апелляцию в областной суд, который поддержал ЧС. Помните, что в больнице им. Макажанова был пожар, затем в Астане пять детей погибли. Думаю, что они на этот момент указывали. Мы заменили противопожарную сигнализацию, пожарные рукава. Повторюсь, что в этом месяце гидранты будут установлены, заявку мы уже подали, – ответил Жомарт Аханов, директор КГП «ЦБ №1 г. Сатпаев».
– Сатпаевцы вынуждены ездить на прием к врачу-психиатру в г.Жезказган. Есть ли возможность открыть кабинет в Сатпаеве?
– Что касается нашей службы, то мы более 50 лет находились здесь, в Сатпаеве. Здания наши были аварийные и мы не могли больше там находиться. Когда в Жезказгане освободилось здание одного из медицинских учреждений, то в 2015 году мы переехали туда. Да, понимаю, что сатпаевцам было бы удобно здесь ходить на прием. В принципе мы открывали здесь свой кабинет, поликлиника тогда выделила нам помещение. Но из-за нехватки врачей кабинет закрыли. На сегодняшний день, чтобы прикрыть у себя брешь, мы вынуждены были обратиться в головное учреждение Караганды. Они нам каждый месяц командируют специалиста. Сегодня на приеме у нас сидит карагандинский врач. В перспективе, если нам все удастся в этом году, то возможно в четвертом квартале мы откроем кабинет по приему больных, – пояснил Сергей Тё, завотделения КГП «ОПНД по Жезказганскому региону».
– О стационарном лечении психических больных. Нужна ли квота?
– Нет, достаточно приехать в отделение, и по состоянию здоровья специалисты определят, нуждается ли больной в стационаре или нет. Для постоянного медицинского ухода за психически нездоровыми людьми есть специальные интернаты, куда принимают по направлению врачебных комиссий. Мы направляем такого больного на комиссию, а потом он встает в очередь в горсобесе. Специализированные дома-интернаты в систему здравоохранения не входят. К сожалению, в интернатах места ограничены. Из двадцати больных, состоящих на учете в Сатпаеве, место получил только один.
– Возможно у сатпаевцев сложилось ошибочное мнение после переезда психоневрологического диспансера в Жезказган, – вступает в беседу Ляззат Ранова. – Население думает, что эта функция была сокращена. Но за все годы существования диспансера отделения для таких больных никогда не было. Здесь можно было получить лечение в течение 40 дней и затем человека выписывали. А для постоянного нахождения психически больного человека (инвалида) всегда существовали дома-интернаты.
– О поддельных больничных листах, можно ли их проверить?
– Это всегда можно было проверить. Как вы знаете, листы все нумеруются, регистрируются. В Караганде при проверке был выявлен поддельный больничный лист, выданный то ли в СКО, то ли в Павлодарской области. Чтобы подобных случаев не возникало, теперь в левом верхнем углу больничного листа будет располагаться QR-код, который и позволит выявить подлинность документа. Для того, чтобы проверить код, необходимо воспользоваться мобильным приложением «DamuMed». При наличии приложения, нужно войти в раздел «Больничные листы», а затем нажать на значок в правом верхнем углу, после этого поднести телефон к коду. Мобильное устройство считывает данные и выведет на экран всю необходимую информацию. Кроме того, больничные листы защищены водяными знаками, изготавливаются банкнотной фабрикой.
– В четырех школах города с осени прошлого года работают стоматологические кабинеты. Они открыты в тех школах, где 600 и более учащихся. А как остальным школьникам можно получить услуги врача-стоматолога бесплатно?
– Стоматологические кабинеты в указанных школах доступны для всех учащихся общеобразовательных учреждений города.
Еще один вопрос, который волнует сатпаевцев, почему невозможно попасть в многопрофильную больницу г.Жезказгана. Как пояснил Габиден Аханов, замдиректора региональной многопрофильной больницы, учреждение рассчитано на 490 коек, 23 отделения включая перинатальный центр. Есть плановая и экстренная госпитализация. Для экстренной госпитализации никаких вопросов и препятствий нет. Есть вопросы при плановой госпитализации. Здесь могут иметь место как обоснованные, так и необоснованные отказы. Обоснованный отказ – отсутствие показателей при плановой госпитализации или неполное оформление документации со стороны первичной медико-санитарной помощи (СВА, поликлиника), если больной поступает дважды за один месяц. Это считается повторная госпитализация. Необоснованных отказов в госпитализации не допускаем. Для решения возникших вопросов существует служба поддержки пациентов, которая помогает решить все спорные моменты на месте. Кроме того, данная больница рассчитана на весь жезказганский регион. В Сатпаеве имеется городская больница, которая может оказать помощь. Если же имеется необходимость перевода в многопрофильную больницу, то данный вопрос решается на уровне руководства двух больниц и пациента переводят в Жезказган. На сегодняшний день необоснованных отказов нет.
На вопрос, почему травматология МСЧ оказывает помощь только горнякам, ответил Толеу Тлегенов, заместитель главврача клиники г. Сатпаев ТОО «Медцентр». В 2015 году МСЧ закрыла отделение травматологии. Данное отделение имеется в многопрофильной больнице
г.Жезказган. В МСЧ работает круглосуточный травматологический пункт, который оказывает помощь всему населению города. В экстренных случаях служба «Скорой помощи» определяет куда везти пациента – в стационар или же в травмпункт. Что касается машин «Скорой помощи» МСЧ, то они предназначены только для оказания помощи при несчастных случаях на производстве.
Ляззат Ранова также обратила внимание на то, что в этом году она будет уделять большое внимание городу горняков. Две субботы в месяц в городской поликлинике с 10.00 до 12.00 часов она будет принимать население по вопросам здравоохранения, а с 12.00 до 13.00 – работников медицинских учреждений города.
– Я прекрасно понимаю, что есть жалобы как обоснованные, так и необоснованные. Но прежде чем писать Министру здравоохранения, обратитесь к первому руководителю той же поликлиники или больницы. Не получили должного ответа – есть представительство управления здравоохранения в Жезказгане. Управление здравоохранения области ввело ноу-хау – «Киоск доверия». Если человек недоволен работой какого-либо врача или медучреждения, то он может через «Киоск доверия» обратиться с вопросом, жалобой, предложением. Его видеообращение напрямую видят работники колл-центра. Если же это происходит после девяти часов вечера, то уже утром специалист колл-центра просмотрит запись. Такие киоски в скором времени появятся во всех медучреждениях области. Оценку нашей работе дает народ. И очень хочется надеяться, что там будут не только жалобы, но и простое человеческое спасибо тому или иному врачу. И в завершении встречи пожелала своим коллегам больших трудовых успехов, как можно меньше жалоб в адрес медработников и побольше позитивной информации.

Нурия ИЛЬЯСОВА.

Комментарии закрыты.