Масленица пришла!

Внимание всем: послезавтра – народные проводы Зимы! Этнокультурные объединения уже заваривают ароматный чай, пекут блины, шьют костюмы и готовят ритуальную жертву.

А мы с Анжелой Борисовной КОНДРАТОВОЙ, председателем Русского этнокультурного объединения «Любавушка», еще раз проходимся по традициям и обычаям Масленицы (да-да, речь именно о ней!), – не упустили ли чего?

– Анжела Борисовна, в народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны. Но он есть также в календаре Русской православной церкви, и в церковных святцах называется «Сырной седмицей», «Мясопустом», «Неделей мясопустной» и «Сырной неделей». Кроме того, аналог масленичных гуляний есть и в европейских странах, где Масленица сродни «жирному вторнику» и
Мясопусту у католиков.
– Все верно. Масленица, или её аналог в виде карнавалов и шествий, с обязательным сожжением ритуального чучела Зимы, есть у многих народов мира. Тем не менее, как бы он ни назывался, этот праздник символизирует, как вы правильно отметили, границу зимы и весны, переход от зимы к весне. Но сегодня мы будем говорить именно о славянской обрядности.
– Есть отличия?
– Прежде всего, Масленица считается старинным русским народным праздником. И праздник этот – языческий, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Первоначально празднование Масленицы на Руси было связано, по одним версиям, с прославлением бога Солнца Ярилы, по другим – «скотьего бога» Велеса. В древности этот день был одним из тех, что помогают осмыслить течение времени – смена сезонов обросла множеством примет и ритуалов. Масленица была одним из них – праздновали не просто уходящую зиму, но и надеялись на скорое тепло. Поэтому гуляния всегда сопровождались огнем – горящие костры, колеса и чучело были главными атрибутами Масленицы и отзвуками культа солнца, царившего на Руси.
– Если Масленица – языческий праздник, то какое отношение к нему имеет Церковь, которая предельно ревностно насаждала именно свои обряды, «огнем и мечом» искореняя все языческое?
– Возможно, Масленица настолько глубоко пустила свои корни в жизнь славянских народов, что в свое время, после принятия христианства, Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. Потом еще 48 дней – и Пасха. Да, сейчас дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними. Но сегодня – это опять самый веселый и сытный народный праздник. Кстати, в народе Масленицу ласково называют «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».
– И все же, был период, когда о Масленице «позабыли». Я имею в виду советские годы.
– Было такое. Но было также и то, что после Октябрьской революции, когда началась борьба с Церковью, религиозные праздники пытались заменить антирелигиозными. Например, как писали «Известия» 14 декабря 1923 года, «В противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Однако подобные, антирелигиозные, праздники оказались слабо востребованы массовой публикой, и «Красная масленица» исчезла из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов.
Но в начале 1960-х годов, в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий, создаётся праздник «Проводы русской зимы», призванный заменить собой Масленицу. С целью «возвращения народу его праздников» через «очищение» их от религиозной мистики — как христианской, так и языческой. А с конца 1960-х название Масленица начинает возвращаться в обиход. Она становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране, нередко идя вразрез с традициями местных жителей, которым отводится пассивная роль зрителей, а не участников. И, как правило, открывался политической частью: митингом, выступлением руководителей городской, поселковой или колхозной администрации и т. п.; затем наступал черед концерта, показательных выступлений с участием скоморохов, Деда Мороза, Снегурочки, олицетворений зимних и весенних месяцев, Весны, Трёх богатырей, сказочных персонажей; и только потом программа праздника допускала переход к танцам, соревнованиям, катаниям и т. д. Одновременно шла торговля во временных павильонах как дефицитными товарами, так и готовой едой — в том числе блинами. Почти обязательным становилось сжигание чучела.
– Анжела Борисовна, насколько мне известно, каждый день Масленичной недели что-то символизирует.
– Да! Масленичная неделя длится с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинают даже раньше. Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пеструю, или Мясопустную неделю. Называли ее так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались – получался такой «пестрый» период. Кстати, жениться на этой неделе считалось недобрым знаком – свадьбы переставали играть вплоть до Пасхи. Конец же Пестрой недели – время активной подготовки к Масленице. В субботу устраивали поминальные обеды, а в воскресенье все отправлялись друг к другу в гости, чтобы пригласить родственников, друзей и близких отпраздновать вместе.
По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. И да, каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом: у каждого из них свое название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять.
К примеру, в понедельник – встреча. В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам – за помин душ усопших. Вторник – заигрыши или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста – в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями. Так что, если кто еще не замужем – обратите внимание на этот факт. Подмигнул вам парень? Присмотритесь! Не уходите сразу. Возможно, у него серьезные намерения. Среда – лакомка. Про день тещиных блинов слышали? Так вот, в масленичную среду мать жены печет блины и угощает ими зятя. Считается, что чем богаче ее стол, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери. Именно от традиций этого дня возникло крылатое выражение «к теще на блины». А вот четверг – разгул. В четверг с размахом начиналась Широкая Масленица: хороводы, песни всем двором, катания с горки, прыжки через костер, кулачные бои, все это в сопровождении песен и плясок. Но главная традиция – взятие снежного городка. Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды – пехоту и конницу – и начинают игру. Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается ее разрушить. Художник Василий Суриков даже посвятил этому действию одну из своих работ.
Пятница – тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» – подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять. Суббота – это уже золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.
И, наконец, воскресенье – проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось – сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным.
– Ну и, конечно, какой разговор о Масленице без рецепта главного блюда праздника – блинов? Вы ведь их тоже обязательно печете?
– Пеку. И готова поделиться с читателями газеты даже не одним рецептом, а несколькими. Итак, начнем с блинов Кружевных. Нам понадобятся 1 стакан муки без горки,1 столовая ложка сахарной пудры, 3 яйца, 300 мл молока и 100 грамм сливочного масла.Смешиваем муку с сахарной пудрой, добавляем яйца и вливаем молоко. Далее замешиваем тесто. Оно должно получиться консистенции слегка взбитых сливок. Отдельно растапливаем сливочное масло и вливаем его в блинное тесто. Еще раз все хорошо перемешиваем и оставляем на столе на 30 минут. Переходим к жарке. Разогреваем тонкую ровную сковороду, смазываем ее маслом. Тесто выливаем небольшими порциями, равномерно распределяя по всей посуде. Тогда блины получатся тонкими и кружевными.
Теперь о блинах Двухцветных. Да, есть и такие. Берем 2 стакана муки, 0,5 л молока, 0,5 стакана воды, 2 яйца, 2 соловые ложки сахара, 0,5 чайной ложки соли, щепотку соды, 50 грамм горького шоколада и 1 столовую ложку какао-порошка.Смешиваем между собой яйца, молоко, воду, соду, сахар и соль. Затем добавляем муку и замешиваем тесто. Далее разделяем его пополам. Одну часть оставляем как есть. А в другую добавляем какао-порошок и растопленный горький шоколад. На раскаленную сковороду выливаем понемногу теста из каждой чашки. Таким образом, блины получатся темными и светлыми.
Ну и, наконец, блины в бокале со взбитыми сливками! Нам необходимы 1 яйцо,1 столовая ложка сахара, щепотка соли,1 стакан с горкой муки,1,5 стакана молока, 1 столовая ложка растительного масла,150 грамм творожного сыра, 200 грамм густых, 33-процентных, сливок и 3 столовые ложки меда, а также клюква либо другие ягоды. Яйца, молоко, сахар и соль тщательно перемешиваем до однородной массы. Добавляем муку, растительное масло и замешиваем тесто. Выпекаем по традиции на раскаленной сковороде, а затем охлаждаем. Переходим к необычной начинке: творожный сыр взбиваем с половиной порции сливок и 1 столовой ложкой меда. Каждый блин смазываем получившейся начинкой, сворачиваем трубочкой и разрезаем на 5 ровных частей. Затем раскладываем их по широким бокалам. Оставшиеся сливки взбиваем и выкладываем в бокалы – сверху на блины. Украшаем целыми ягодами клюквы и поливаем медом.
Записали?
– Да, успел.
– Тогда обязательно приготовьте и… приятного аппетита!
– Большое спасибо, Анжела Борисовна! Но праздник без подарка не праздник. Наверное, и на Масленицу принято что-то дарить?
– Разумеется! И так как Масленица, в первую очередь, праздник семейный, поэтому и подарки должны быть для дома, для быта. К примеру, посуда – от деревянной до хрустальной, от соломенной до серебряной. Это могут быть тарелки или стаканы для повседневной еды. А может, вазы, необычные салатницы и даже наборы столовых приборов. Также лучшим подарком в этот праздник считаются оригинальные угощения: пироги, засахаренные фрукты, пряники и калачи в виде сердец, либо булочки в виде лебедей или улиток. Но недорогие украшения – тоже отличный вариант. Это могут быть ленточки, резинки, заколки для волос, бусы, сережки, браслеты. Красивая шаль, плед или расписной платок – а почему бы и нет? Для дома, для уюта и тепла.
Кроме того, не стоит забывать, что на Масленицу приняты массовые гуляния. Поэтому хорошим подарком может стать карнавальный костюм масленичных персонажей: Петрушки, Скомороха, Бабы-Яги, Солнца, Зимы, Весны. И, конечно же, никто не отменял подарки, сделанные своими руками: цветы, тряпочные блины, герои масленичных гуляний в виде кукол.
– Анжела Борисовна, от имени редакции и читателей нашей газеты, я благодарю Вас за содержательный рассказ о традициях и обычаях одного из знаковых славянских праздников – Масленицы, а также за интересные рецепты блинов, которыми, я уверен, многие воспользуются и в повседневной жизни.
– А я в свою очередь желаю всем мира, тепла, доброты и уюта.

Евгений ВАНЮШОВ.

Комментарии закрыты.