Пред женщиной колени преклони…

Я тоже мужчина. И я тоже глава семьи. И мне не стыдно признаться, как и любому здравомыслящему женатику – и как актеру, певцу и в свое время министру культуры Республики Азербайджан Поладу Бюль-Бюль-оглы, – что я боюсь своей жены: ведь она заботится о детях, ведет домашнее хозяйство и вообще печется о сохранности семейного очага. Ну и просто потому, что люблю её, ценю и уважаю.

Поэтому лично для меня стало полной неожиданностью, когда в самый что ни на есть женский день – 8-е марта сотни молодых девушек (и парней!) вышли в Алматы на марш и митинг за права женщин… Значит, в нашем царстве-государстве в этом направлении что-то не так.

Но для начала давайте отыграем немного назад. Итак, Международный женский день предложили учредить в 1910 году. Идея принадлежала социалистке Кларе Цеткин. Подразумевалось, что в этот день будут проходить митинги и шествия, чтобы привлечь общество к проблемам женщин. Впервые женский день отметили через год, в 1911 году. Это случилось в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Женщины требовали равных прав с мужчинами: права на голос, права занимать государственные должности, права на труд и прекращение дискриминации на рабочем месте. В 1975 году Организация объединенных наций провозгласила 8 марта Международным женским днем. В СССР женский день изначально отмечали, как и в других странах мира: женщины выходили на марши и демонстрации, заявляли там о проблемах, с которыми сталкиваются каждый день. Но после Второй мировой войны праздник стал позиционироваться, как день матери и жены. Политические лозунги сменились на речи о «женственности, нежности и наступающей весне» (как и в наши дни на всем постсоветском пространстве). В 1966 году 8 марта стало официальным выходным днем. С тех пор праздник потерял свой изначальный смысл.

Конечно, и в независимом Казахстане 8-го марта принято дарить женщинам цветы и желать женского счастья…

Однако в этом году…

Нынешнее 8-е марта в Казахстане ознаменовалось шествием и митингом за права женщин в Южной столице. Да, не более и не менее. Инициаторами марша стали сразу пять организаций: Feminita, «КазФем», «Фемсреда», ОФ «SVET» и «FemAgora». Цветы? Подарки? Внимание? Нет! Бери выше! Возвращение к первоначальному значению праздника. Когда женщины выходили и требовали свои права! Но какие?!
– На сегодня в списке запрещенных для женщин профессий 191 наименований! – говорит соосновательница казахстанской феминистской инициативы «Феминита» Жанар Секербаева. – Среди них: каменщик, машинист бульдозера, матрос, водолаз, десантник-пожарный, парашютист-пожарный и так далее. Власти объясняют существование этого списка тем, что указанные профессии очень вредные и тяжелые, а потому плохо отразятся на репродуктивных функциях женщины. Кроме того, существование стигматизации ЛБКТ-женщин (лесбиянки, бисексуалки, квир- и транс-женщины, «стеклянного потолка» – невидимого барьера, который препятствует женщинам подниматься по карьерной лестнице, а также низкая зарплата – по последним данным, казахстанская женщина зарабатывает на 34% меньше, чем мужчина.
Но не только.
– Женщинам в Казахстане очень сложно защитить себя от насилия, – говорит активистка движения KazFem Вероника ФОНОВА. – Это касается домашнего насилия, когда за побои мужу всего лишь выносят предупреждение, а за систематические нанесения травм – охранный ордер или особые требования, нарушение которых грозят максимум штрафом. Статья «истязание», по которой обещали судить домашних тиранов не работает, – за 10 лет всего девять судебных дел по ней, – говорит она.
По ее словам, женщинам также сложно защититься от: сексуального насилия. По ее данным, по статистике, за 2020 год в среднем в сутки насиловали пять казахстанок; харассмента – домогательства на работе, на улице, в учебных заведениях. Тут проблема в том, что статьи за домогательства в Казахстане нет. Более того, женщину принято обвинять в том, что она столкнулась с насилием: недостаточно хорошо себя вела, надела короткую юбку, спровоцировала. Хотя, как отмечает активистка, на деле в насилии всегда виноват насильник.
Ну а в целом, по мнению феминисток, в Казахстане Международный женский день отмечают не так, как было задумано изначально.
Для сведения. В принципе, доля истины есть в словах феминисток. На сегодня Казахстан занимает 72 место в мире в индексе Всемирного экономического форума по уровню гендерного разрыва.
Но так ли страшен этот…ну, вы сами знаете, кто, как его малюют?
Комментирует Каламкас АБДУАЛИЕВА, председатель ОО «Социальная поддержка «Аяулым»:
– Я считаю, что все можно решить, сев за стол переговоров. То есть, не надо пробивать себе путь грудью (образно говоря). Поэтому я против различных митингов, потому что они ничего не дают. По любому, там будут провокаторы, которые будут провоцировать на драки, на всякие беспорядки. Поэтому лучше проводить круглые столы, садиться за стол переговоров и так далее. Во-вторых, очень печально, что женщины вынуждены таким образом требовать своих прав. Значит, в стране что-то не так. Значит, женщины не совсем уверены в завтрашнем дне. Значит, не уверены в будущем своих детей. Мне, например, грустно, что девушки, женщины таким образом требуют себе права. Грустно от того, что сейчас население разделится на два лагеря. И грустно от того, что многие мужчины заняли по отношению к этим женщинам оскорбительную, скажем так, позицию – пишут в комментариях гадости. Вместо того, чтобы делать выводы, мы, как всегда, ищем виновных.
Но еще момент. Кто вышел на митинг? В основном, молодые девушки, парни. Да, возможно, у них есть какие-то претензии. Но не секрет, что за этим стоят какие-то организации, включая международные, которые преследуют свои определенные цели. А молодежь является их «оружием», «средством» для достижения своих целей. Поэтому, возможно, эти молодые люди не до конца понимают всей сути этого митинга – возраст бунтарский, все воспринимают в штыки, готовы по любому поводу выйти и требовать. Хотя для молодежи у нас созданы все условия, прав молодых вообще не ущемляют, на них буквально молятся.
Думаю, причина в том, что у нас ни в стране в целом, ни в городе в частности нет авторитетных людей, к которым молодежь смогла бы прислушаться и которых могла бы послушаться. Это печально.
… Я уже сказал, что я боюсь своей жены: ведь она заботится о детях, ведет домашнее хозяйство и вообще печется о сохранности семейного очага. Ну и просто потому, что люблю её, ценю и уважаю. Поэтому прошедшему митингу в Алма-Ата (это мой родной город, не обессудьте) тоже удивился. Нет, если по бытовому насилию, то да, нужно, чтобы об этой проблеме услышали. Чтобы ужесточили наказание, несмотря на лица, особенно в маленьких социумах, как наш Сатпаев.
Но вот что касается равноправия, то у нас оно, в государстве, в принципе, есть: практически весь госсектор, по крайней мере его среднее управленческое звено, – женщины. Да, в непосредственном руководстве партий и государства они еще слабо представлены. Но и здесь сразу же возникает вопрос: а кто мешает? Законы? Нет. Разве что в опасных для женского здоровья профессиях. Но здесь я целиком и полностью поддерживаю такое законодательство – негоже женщинам таскать шпалы, корячиться в шахтах и т.д. В остальном же, женщины наравне с мужчинами могут баллотироваться в президенты страны, могут выдвигать свои кандидатуры на пост председателей политических партий, могут, в конце концов, создать свои партии! Так в чем вопрос? Скорее всего, в инертности, в пассивности самих женщин. Что?! «Муж с работы придет, его надо накормить-напоить», «дети со школы вернутся, надо их напоить-накормить, а в школу – собрать», «а в магазин кто пойдет за продуктами и в доме кто уберет?» В общем, понятно. Тем не менее, это не значит, что эти самые женщины ущемлены в своих правах. То есть, общественно-политическое направление для женщин открыто максимально, как и для мужчин.
А вот в социально-бытовом плане да, надо пересмотреть законодательство в плане ужесточения наказания за бытовое насилие. К примеру, как на «загнивающем» Западе, где мужу достаточно прийти домой пьяным и сказать грубое слово, как его тут же полиция забирает…
Но! Напоминаю, наше общество традиционное. Женщина для мужчины – прежде всего, мать. Его или его детей. И он всегда, если он мужчина, конечно, будет стоять перед ней на коленях. Есть, конечно, перекосы, когда муж начинает орать, что он «глава семьи». Но в обществах, уважающих женщин (а у нас именно такое общество, я уверен), даже глава семьи подчиняется супруге.

С уважением,
Евгений ВАНЮШОВ.

Комментарии закрыты.