Общественность волнует оплата за ОДН

Вопросов накопилось много

С января 2021 года на наших квитанциях по коммунальным платежам появилась графа «Электроэнергия на ОДН». Что такое ОДН? Эта аббревиатура на языке энергетиков расшифровывается как «электроэнергия на общедомовые нужды». Что это за нужды? Это – освещение внутри подъездов, нежилых помещений и подвалов многоэтажных жилых домов.

А как же производится начисление оплаты потребленной электроэнергии на ОДН? По показаниям общедомовых приборов учета, говорят поставщики этой самой электроэнергии. В нашем случае, энергопередающая организация ПЭС ТОО «Казахмыс Дистрибьюшн» снимает показания с общедомовых приборов учета и передает их энергоснабжающей организации – ТОО «Казэнергоцентр», а та в свою очередь, начисляет оплату за потребленную энергию, помимо показаний индивидуальных приборов учета поквартирно, на общедомовые нужды – по общедомовым приборам учета, которые должны быть установлены в помещениях трансформаторных подстанций на каждый дом или же в жилых домах. При выставлении счетов действует правило: если при расчете объемов ОДН на каждого потребителя выходит более 50 кВт на одну квартиру, то счет выставляется не по факту, а по максимуму – 50 кВт. Что и было выставлено нам в квитанциях за январь месяц. Выходит ежемесячная оплата на ОДН с каждого жителя свыше 700 тенге. Вот это и возмущает сатпаевцев, живущих в многоэтажках. Почему они должны оплачивать ОДН не по факту, а по максимуму – 50 кВт? Потом, не все дома имеют подъездное освещение, не говорим уже о подвалах, где вечная темень и бесхозное состояние.

Почему энергетические организации, прежде чем выставлять счета на ОДН, не разъясняют населению о вводимых своих «новшествах»? Не считаются с мнением людей? В итоге поползли слухи о том, что энергетики хотят покрыть свои энергозатраты, случаи воровства и хищения электроэнергии за счет простых граждан. Вопросы вокруг ОДН возникло много.

Население против ОДН

Эта проблема стала настолько животрепещущей, в соцсети появилась группа «Население против ОДН», где люди высказывали свое возмущение делились с существующими коммунальными проблемами.
Чтобы придать этому движению организованный вид и действовать в рамках закона сообща, член городского общественного Совета Аскар Кошанов организовал инициативную группу по решению этой проблемы. Местная исполнительная власть поддержала общественника, чтобы не на словах и дискуссиях, а действиями влиять на ситуацию. Была создана рабочая группа из числа работников коммунальных служб города, общественников и представителей депутатского корпуса гормаслихата, которые произвели обход многоэтажных домов, чтобы ознакомиться с состоянием энергохозяйства жилых и нежилых зданий, выявить случаи хищения электроэнергии. Результаты обхода были доведены до общественности города, коммунальных служб и местной власти.
За подписью заместителя акима города Сатпаев Б.Абдрахаева доведено письмо на имя руководства ПЭС и «Казэнергоцентра» с уведомлением о недостаточной работе этой организации с населением и приостановлении начисления оплаты электроэнергии на ОДН (к сожалению, последнее было проигнорировано «Казэнергоцентром» и за февраль в квитанциях опять выставлены счета на ОДН).

Надо наводить порядок

В начале марта инициативная группа в актовом зале акимата провела встречу представителей жильцов многоэтажек с работниками отдела ЖКХ, жилищной инспекции акимата, коммунальных служб «Сәт-Тазалық», КСК и ПЭС, которые поддержали предложение Аскара Кошанова совместно продолжить обход многоэтажных домов, провести ревизию и составить акты состояния энергохозяйств, систем тепловодоснабжения жилых домов. Было решено каждый месяц делать обход и ревизию хотя бы 10 многоэтажек.
В ходе собрания работники отдела ЖКХ акимата записали жалобы жителей по тем или иным проблемам в коммунальной сфере. А их хватает. Это и состояние кровли домов, кто их должен ремонтировать, где брать деньги на это, в чьей собственности должны быть подвальные помещения, кто должен приводить в порядок состояние электрических и телефонных кабелей в подъездах, за что платим ежемесячно за домофоны, ВДС и ОПУ?
Опять же вопросов накопилось много. И как говорит Аскар Кошанов, «Нам сообща надо наводить порядок в коммунальном хозяйстве города. Показать, что общественное мнение – тоже сила, что люди сами могут изменить жизнь в лучшую сторону. Для этого надо действовать, знать свои права и их отстаивать».
Тем более в сфере ЖКХ по стране нас ждут опять реформы. Вместо КСК мы должны создать или ОСИ (объединение собственников имуществ) или ПТ (простое товарищество). Это означает, что каждый многоквартирный дом будет управляться одним ОСИ или ПТ. Хотим мы того или нет, но выбор придется сделать.
В нашем городе уже есть примеры создания такого нового управления жилым домом. Это и правильно. Наше общество постепенно должно идти к местному самоуправлению и в коммунальной сфере: самим жителям решать как содержать и обустраивать свой дом, куда направлять собранные средства за коммуналку. Как мы убедились, форма КСК оказалась не слишком, мягко говоря, эффективной, к тому же зажатой консервативными законами и привычками выезжать за счет жителей.
Кстати, в тех домах, где создадут ОСИ, будет возможность за счет бюджетных средств отремонтировать кровлю дома. Это прописано с 2020 года в законе по вопросам ЖКХ.

Можем показать кто в доме хозяин

Продолжу тему КСК на примере дома №1 «А» по проспекту Независимости, где я живу.
Убедившись, что в ремонте нашего 3-го подъезда КСК беспомощна, мы жильцы 12 квартир нашего подъезда собрали по 10 тысяч тенге, наняли ремонтно-строительную фирму, которые произвели капитальный ремонт нашего подъезда, привели в порядок вечно свисающие электрические, телефонные кабели, подъездное освещение. После окончания ремонтных работ заключили договор с ИП «Euro Тазалык» о еженедельной уборке нашего подъезда, где они нам моют лестничные пролеты, стены, вытирают пыль с подоконников.
В нашем доме, вернее в подвальном помещении нет никаких проблем с сетями тепловодоснабжения и электроэнергии. Под нашим домом находится торговый магазин «Таға» предпринимателя Толеша Омарова. Он, прежде чем открыть там торговую точку, собрал жителей дома, известил нас о своих намерениях и заверил что никаких неудобств мы не будем ощущать, наоборот полностью отремонтирует капитально все сети тепла, воды и света, заменит стояки, на каждый из них установит вентиля. И он свое обещание выполнил. При этом никакого сбора средств с его стороны не было. В принципе он сделал всю работу КСК. И живем мы с ним в мире и согласии. Оказывается, когда люди относятся друг другу с пониманием и уважением, можно договориться и совместно решать проблемы.
P.S. До момента написания этой статьи пока еще конкретного ответа по проблеме оплаты электроэнергии на ОДН со стороны ни ПЭС, ни «Казэнергоцентр» не было. Подобные запросы Аскар Кошанов официально отправил в Сатпаевскую городскую прокуратуру, депутатам городского, областного маслихатов, Мажилиса РК, руководящим органам партии «Нур Отан» и областного акимата.
На днях пришел ответ на имя заместителя акима г.Сатпаев Б.Абдрахаева от ТОО «Казахмыс» Дистрибьюшн» за подписью гендиректора Т.Утегенова, где пространно описано, чем занимается эта энергопередающая организация, и в конце резюмируется: … ТОО «Казахмыс Дистрибьюшн» не имеет возможности не производить учет передачи электрической энергии, используемой потребителями на ОДН, так как это ведет к прямым убыткам, невыполнению инвестиционных программ…». Так что, последняя точка по оплате за ОДН еще не поставлена.

Мади Альжаппаров.

Комментарии закрыты.