РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ И ЕЕ ПЛЮСЫ

В школе – лицее № 4 им. Абая с 2017 — 2018 учебного года открылся факультатив по робототехнике для учеников 1 – 9 классов. Для преподавания данного факультатива открыли специализированный кабинет со всеми необходимыми конструкторами для сборки и их программирования. В числе конструкторов имеются наборы для среднего звена – LegoMindStormsEV3 и Arduino, для младшего звена – LegoEducationи Robotron. Преподают данный факультатив учителя, прошедшие специализированные курсы «Основы Arduino» и «Основы сборки и программирования роботов на базе конструкторов LegoMindstormsEV3, NXT» в городе Караганды по робототехнике.

С помощью данного факультатива у детей развиваются ключевые практические навыки. Ключевые навыки человека XXI века предполагают реальное изменение школьной программы и одним из таких нововведений и является робототехника, дисциплина творческая и практическая.

Робототехника дает возможность отработать профессиональные навыки сразу по 3 направлениям: механике, программированию и теории управления. Более того, наши дети уже в рамках начального и среднего образования понимают: у них есть возможность решать реальные практические задачи и применять свои практические навыки.

Робототехника – это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации.

Со слов преподавателей робототехники А. Сулейменова и Д. Ондыбаева, теоретические знания необходимы, но, согласитесь, куда больший восторг вызывает работа исследовательская, творческая и самостоятельная. Современная школьная программа, как известно, ориентирована не только на изучение достижений прошлого, но и технологий, необходимых для развития человечества в будущем. К тому же, знаниевый аспект не имеет теперь главенствующего значения, разделив «трон обучения» с аспектом деятельностным.
С 2018 года в Карагандинской области ежегодно проводятся соревнования по робототехнике, где учащиеся могут посоревноваться между собой в различных категориях, таких как: «Робогеометрия», «Движение по черной линии» «Битва роботов (Суммо)» и так далее. Для принятия участия в областном соревновании необходимо пройти городской этап, где учащиеся нашей школы успешно с этим справлялись каждый год, занимая по многим категориям первые места. Такой положительный результат связан с тем, что учителя по робототехнике проводят различные выставки и внутришкольные соревнования среди учащихся, тем самым вовлекая их в учебную деятельность и подогревая интерес к факультативному предмету. Существуют множество плюсов роботототехники для детей. Со слов преподавателей приведу Вам 5 основных плюсов.

5 ПЛЮСОВ РОБОТОТЕХНИКИ В ШКОЛЕ

1. Робототехника может стать стартовой площадкой для школьников, «горящих» техническими науками.

Сам процесс роботостроения позволяет развить несколько компетенций за раз, более того, применить свои практические навыки сразу в нескольких дисциплинах. Удивительно наблюдать, как любовь детей к определенному предмету растет благодаря новым возможностям. И даже у тех, кто не горел особыми чувствами к математике или физике.

Некоторые из учеников проявляют интерес к 3D-печати, программированию и даже доходят до любимых занятий юности их родителей и дедушек: разбору и сборке бытовой техники (чей папа в детстве не разбирал радио или часы?). Вы можете наблюдать самостоятельно, как школьники выстраивают собственную траекторию обучения, потому что робототехника – по-сути, предоставляет им открытую платформу для творчества и экспериментов. Что касается педагогов, то учебная программа по робототехнике позволит в полной мере применить тот самый индивидуальный подход и помочь ребенку найти себя.

2. Хорошая учебная программа по робототехнике позволит развивать лидерские качества у учеников.

Когда учащиеся взаимодействуют с роботами в классе и заставляют их выполнять различные движения и задачи, они развивают и совершенствуют свои сильные качества и стороны.

Робототехника – это предмет, где требуется слаженная работа в команде, и где каждый ученик сможет взять на себя роль, которая удается ему лучше всего. Кто-то быстро схватывает задачу и хорошо выражает свои идеи на бумаге, есть ученики, которые ведут себя «тише», но отлично кодируют, выполняют технические задачи и даже поддерживают дисциплину в команде, напоминая, что надо сосредоточиться на задаче. Благодаря объединенной работе оба типа учеников развивают свои качества, выражают идеи и создают наилучший конечный результат. Умения понимать в чем твоя сильная сторона, кооперироваться и договариваться будут иметь важное значение в жизни детей, независимо от того, станут ли они художниками, бизнесменами, менеджерами или инженерами.
Что использовать? Большинство школ закупает действительно хорошую конструкторскую базу – Lego Education (тут все зависит от возраста детей и уровня подготовки: WeDo или Mindstorms NXT).
3. Робототехника может научить школьников, как работать на разных технологических и информационных платформах
Социальные медиа стали частью нашей повседневной жизни, и использование их для школьников сегодня так же естественно, как пользоваться ручкой и карандашом. Не буду отрицать: в социальных сетях много полезных и классных ресурсов и вещей, но также много потенциальных опасностей и контента, которого стоило бы избегать.
Рассказывает один европейский учитель: «У нас в классной комнате есть полутораметровый робот по имени Твич. Твич имеет собственную учетную запись в Twitter. Школьники ежедневно обновляют профиль и рассказывают от имени Твича об экспериментах и своей работе. Так что робототехника учит не только изгибать свои «математические мышцы», но и может показать, как «серфить» в Интернете или грамотно вести переписку».

Итак, благодаря пресловутой работе в команде и необходимости искать новую информацию на разных платформах, дети получают опыт написания эффективных сообщений для различных аудиторий – а этот навык, поверьте журналисту, важен каждому, независимо от карьеры.

Где использовать? Сегодня робототехнические конструкторы используются для проведения демонстрационных учебных экспериментов по физике, химии, биологии, математике, программированию. Все это позволяет познакомить школьника с законами мира на практике.

4. Робототехника может стать основой для формирования сообщества и мотивацией для роста

Школьное сообщество, по свидетельствам психологов и методистов, имеет многочисленные преимущества: улучшение посещаемости и оценок, формирование комфортной эмоциональной атмосферы – уменьшение количества поведенческих проблем. Самое главное, пожалуй, это формирование позитивной мотивации в отношении образования в целом.

Преподавание робототехники в классе может создать чувство общности, которое расширится до сообщества в его полноценном понимании. В России есть школы, ученики которых уже представляли своих роботов на региональных и международных выставках и конкурсах. Это их «минута славы», их продукт, в который они вложили усилия, так что необходимость ради такого поработать и взять на себя ответственность становится не препятствием, а, наоборот, стимулом.

Благодаря указанным возможностям, школьники начинают рассматривать робототехнику как нечто большее, чем просто проект для оценки, а скорее как инструмент, который может вдохновлять других.

5. Робототехника учит работать в команде

Робототехника учит навыкам командной работы – это факт, причем педагогически полезный. Навыки командной работы и понятие личной ответственности, возникающее при разделении обязанностей, приобретенные на уроках робототехники, они будут использовать в течение всей жизни.

Когда учащиеся работают в группах над проектом, они быстро видят: технические навыки и кодирование важны. Однако их робот не будет двигаться, если они не знают, как сотрудничать с другими участниками и сообщать свои идеи. На русском языке или на уроке алгебры, увы, довольно трудно научиться выражать себя и учиться слушать других.

Подведем итог: мы живем в XXI веке, и этот факт вносит свои коррективы в современное образование. Нашим детям предстоит занять другие должности, по-другому общаться и уметь делать другие вещи, чем мы с вами. Наша задача: не мешать, а помочь и развивать их способности.

Т. Примова,
зам. директора по ВР.

Комментарии закрыты.