Педагогика и светский принцип государства

Принцип светскости образования – одно из важнейших объективных исторических условий становления и развития государственной школы, это результат отделения религии от государства и школы, это такой принцип государственной политики в области образования, который закреплен правом, включающим в себя демократизм, гуманизм, объективизм, научную рациональность, историзм, толерантность и публичность и выполняющий познавательную, мировоззренческую, аксиологическую и управленческую функции.

Анализ историко-педагогических исследований показывает, что, во-первых, проблема светскости школьного образования комплексная по своему характеру, имеющая исторический и педагогический аспекты.
Во-вторых, на сегодняшний день явно недостаточен ее историко-педагогический анализ, который до настоящего времени не был предметом специального исследования.
В-третьих, принцип светскости школьного образования практически не разработан в педагогике и отсюда вытекает противоречие между необходимостью его дальнейшего научного осмысления и состоянием разработанности в педагогической науке.
Это заставляет пересмотреть сложившиеся стереотипы в подходе к нему, выявить его сущность, определить место и роль в казахстанской системе школьного образования через изучение исторического опыта его становления и развития, устранив то, что мешает его прогрессивному воздействию на школьное образование.
Правовые принципы, являющиеся фундаментальными для духовно-нравственного воспитания: свобода совести, отделенность религиозных организаций от государства, светский характер образования.
Что сказано в Законе РК «Об образовании»? В системе образования решение вопросов между религиозным и светскостью осуществляется на основе законодательства. Как указано в Законе РК «Об образовании», государством обозначена специальная политика в области образования. В нем принцип образования раскрыт следующим образом: «»Светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В соответствии с Законом органам образования запрещены следующие действия:
«запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования».
Процесс становления и развития принципа светскости образования в казахстанской государственной школе значителен по времени, осуществляется сложно, противоречиво и поэтапно, сопровождаясь рядом общих тенденций и закономерностей, изучение которых позволит извлечь уроки из прошлого и правильно определить приоритеты в государственном образовании на будущее.
Елбасы отмечал в своих выступлениях: «Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий»
Можно сказать, что в Казахстане формируется собственная уникальная модель государственно-¬конфессиональных отношений, которая опирается на многовековой опыт мирного сосуществования полиэтнического и поликонфессионального состава населения Казахстана, которая базируется на исторически обусловленной открытой ментальности казахов, выражающейся в веротерпимости к инакомыслию и толерантности; она также основывается на экономической стабильности и все более проявляющейся тенденции к росту благосостояния граждан и общества в целом, продуманной политике государства, законодательно закрепившей светский характер государства и равенство всех религий перед государством, но учитывающей различный исторический вес и опыт деятельности конфессий на территории Казахстана.
В пункте 1 статьи 1 Конституции РК провозглашено, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Таким образом, конституционно закреплено, что в Республике Казахстан религиозные институты (во всех их проявлениях) отделены от государства, и это означает, что никакие конфессии не выполняют каких-либо государственных функций, что нет одной или нескольких религий, поддерживаемых государством, и что никакая религия не носит характера государствообразующего фактора.
Современное понимание прав человека и свободы вероисповедания определяется общепризнан¬ными международными соглашениями, принятыми ООН, ОБСЕ и другими организациями. Одним из важнейших документов стала «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [3]. В статье 2 Декларации утверждается, что каждый человек дол¬жен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, полити¬ческих или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, со¬словного или иного положения.
Системообразующими признаками принципа светскости школьного образования выступают:
— демократизм и гуманизм государственной школы, утверждающие свободу совести и вероисповедания, независимость учебно-воспитательного процесса от религии, обеспечение возможности для школьника выбора собственной позиции, недопустимость вмешательства в этот процесс религиозных организаций и вынесение религиозного образования за его пределы; объективизм, обусловливающий необходимость следования школьного образования требованиям объективных закономерностей и реальным возможностям субъектов образовательного процесса:
— научная рациональность, формирующая у школьников научное знание и непрерывный характер познания;
— историзм, развивающий диалектическое мышление школьника, позволяющее адекватно осмысливать явления и процессы общественной жизни, учитывая их неоднозначный, противоречивый характер, обусловленность конкретными историческими реалиями;
— правовая упорядоченность и законность, закрепляющие правовые основы школьного образования, его правовое регулирование, порядок нормативной деятельности и сознательную дисциплину всех участников педагогического процесса;
— толерантность, (терпимость), т.е. признание альтернативных (религиозных) взглядов, идей, теорий без идеализации или ущемления места и роли каких-либо из них в общественном развитии;
— публичность, обеспечивающая связь школьного образования с государством, обществом в целом, его доступность, открытость и государственный контроль над целостным педагогическим процессом, соблюдением интересов, прав и свобод учащихся.
Именно совокупность и взаимосвязь указанных признаков и одновременность их применения обеспечивают единство и системность принципа светскости, а в целом и целостность педагогического процесса.
С точки зрения методологического положения сущность принципа светскости заключается в его функциональном назначении в школьном образовании, т.е. рассматривается как принцип обучения и воспитания учащихся.

Зульфия Гилемханова,
заместитель председателя татаро – башкирского этнокультурного центра .

Комментарии закрыты.