Мы должны стремиться к лучшему

Во вторник в большом зале акимата состоялось заседание рабочей группы по вопросам реализации Программы «Сохранение и укрепление здоровья населения г.Сатпаев». В заседании приняли участие члены экспертной группы Азель Рамазанова, эксперт по вопросам здравоохранения ТОО « Корпорация «Казахмыс» и Жанна Камалтаева, доктор медицинских наук, профессор, декан факультета медицины и здравоохранения КазНУ им. Аль-Фараби.

На повестке дня был один вопрос – презентация проектов политик: в области укрепления здоровья населения города, включая вопросы по созданию надлежащих условий для ведения населением ЗОЖ; единой кадровой политики, включая стратегию по привлечению и удержанию высококвалифицированных медицинских кадров; единой концепции развития государственно-частного партнерства (ГЧП) по вопросам здравоохранения в городе и политики по развитию частного здравоохранения; политики безопасной среды, включая создание единой концепции по мониторингу и реагированию на опасности для здоровья при ЧС.

Аким города Аскар Идрисов подчеркнул, что Концепции были разработаны проектными командами, куда вошли представители акимата, здравоохранения, общественных объединений города.
Проект «О единой концепции развития ГЧП по вопросам здравоохранения в городе и политики по развитию частного здравоохранения» представил Шапагат Аубакир. Как обозначил докладчик, данная концепция разработана с целью привлечения инвестиций в сферу здравоохранения города для обеспечения качества и доступности медицинской помощи.

В настоящее время в городе имеются два стационара: КГП «Центральная больница» и клиника ТОО «Медицинский центр Жезказган». Амбулаторно-поликлиническую деятельность осуществляют городская поликлиника и три частные организации – ЦСЗ ТОО «Лекерова», «Ахметова» и «Медицинский центр Жезказган».
Согласно проведенному исследованию по сохранению и укреплению здоровья населения города было выявлено, что по стационару стоимость пролеченного случая на 58% ниже чем по РК. Это самый низкий показатель в регионе. При анализе госпитализации выявлено, что 91% госпитализаций – экстренные (по республике – 72%). Плановые пациенты выезжают на лечение в основном в Жезказган. Структура хирургической активности близка к амбулаторной, что объясняется низкой оснащенностью и кадровым дефицитом. По дневному стационару также наблюдается массированный выезд пациентов и существенный вывоз средств (около 50 млн.тг.). Поэтому одним из основных инструментов развития частной медицины сегодня является механизм ГЧП, которое представляет собой совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых проблем на взаимовыгодных условиях. Возможные формы ГЧП в здравоохранении – это расширение участия частных медицинских организаций в предоставлении всего спектра услуг, входящих в ГОБМП и ОСМС, передачу отдельных видов медицинских и немедицинских услуг (лаборатории, радиологические службы, питание, уборка, закуп материальных и нематериальных ценностей, обслуживание медтехники) в долгосрочный аутсорсинг, привлечение частных инвестиций на строительство объектов здравоохранения по различным моделям концессии.

В частности, в городе Сатпаев имеется потребность в таких проектах ГЧП, как клинико-диагностические услуги (ПЦР лаборатории, закуп оборудования), консультационные услуги узких специалистов, оказание услуг ПМСП (ЦСЗ, врачебная амбулатория, дневной стационар, стационар на дому, амбулаторная хирургия), реабилитационные услуги (детская и взрослая реабилитации), оказание услуг гемодиализа для населения города.

В целях создания условий для эффективного взаимодействия государственного и частного партнерства планируется создание Бизнес совета при акимате города для выработки предложений по вопросам развития ГЧП, в состав которого должны войти представители бизнес среды в сфере здравоохранения, представители госорганов и члены Общественного совета города. Бизнес совет определяет проекты для реализации в рамках ГЧП, формирует план мероприятий на период до 2023 года с определением инвестора и мер господдержки и его реализации. Таким образом, применение механизмов ГЧП в здравоохранении города позволит обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения финансовых средств, управленческих кадров, техники и технологий частных компаний, открыть объект здравоохранения, который удовлетворит потребность населения города, а главное поспособствует улучшению доступности и качества медицинской помощи в городе.

– Достаточно хорошо отработали. Исходя из презентации видно, какие в городе есть слабые, узкие места и что необходимо сделать, – отметил глава города. – Все начинается с политики, стратегии. Надо брать за основу данную политику и двигаться дальше.
О концепции единой кадровой политики, включая стратегию по привлечению и удержанию высококвалифицированных медицинских кадров доложила Гульмира Тансикпаева.

Докладчик пояснил, что данная Концепция состоит из 9 глав, которые включают такие вопросы, как создание эффективной системы мотивации и стимулирования персонала, создание и поддержание организационного порядка и условий труда, создание и развитие системы обучения и повышения квалификации, формирование и укрепление культуры населения, нацеленной на поддержание статуса медицинского работника и престижа профессии, инструменты реализации концепции.

Целью Концепции является формирование эффективной кадровой политики, обеспечивающей предоставление качественной медицинской помощи для укрепления здоровья населения. Для этого необходимо: оптимизация, улучшение качества и стабилизация кадрового состава медорганизаций; создание условий эффективной системы привлечения высококвалифицированных кадров и дальнейшая мотивация; создание и развитие системы обучения и повышения квалификации медицинских кадров и управленческого состава; формирование и укрепление культуры населения, нацеленной на поддержание статуса медработника и престижа профессии.

Проведение оптимизации кадрового состава предполагается за счет осуществления работы Координационного совета с учащимися школ по профориентационной, информационной, консультативной и практической помощи в осознанном выборе будущей профессии. Кроме того, на регулярной и долгосрочной основе должна строиться работа с медицинскими учебными заведениями с целью привлечения перспективных выпускников для работы в медорганизациях города.

Для активного привлечения врачебных кадров предусмотрены подъемные, которые формируются из трех источников, а именно местного исполнительного органа (МИО), медорганизации и корпорации «Казахмыс». Кроме того, молодым специалистам предоставляется служебное жилье от МИО, а также служебное арендное жилье от корпорации «Казахмыс», приобретаемое согласно заключенному меморандуму между акиматом Карагандинской области и ТОО «Корпорация Казахмыс».

Ежегодно по направлению городского центра занятости нетрудоустроенные выпускники (средний медперсонал) проходят молодежную практику в течение 6 месяцев, где приобретают навыки работы в медицинских организациях.

Воспитание и обучение специалистов – важнейшая составляющая успешного развития системы здравоохранения. Основной упор делается на внутрикорпоративное обучение, которое может выступать в разнообразных формах: обучение на рабочем месте, наставничество, внутренние семинары, тренинги.

После обучения за счет средств медорганизации специалист обязан отработать в данной организации период, определяемый в ученическом договоре, либо возместить организации затраты на свое обучение.

Контроль за реализацией Концепции осуществляет Жезказганское зональное представительство Управления здравоохранения Карагандинской области совместно с акиматом города.

– Как вы знаете, у нас имеется дефицит кадров. За последние три года в наш город прибыло 29 врачей, в том числе 27 молодых специалистов. На сегодняшний день, включая с учетом дефицита, потребность в кадрах составляет 30 специалистов. В медорганизациях 15% врачей предпенсионного возраста. Не хватает таких специалистов, как детский кардиолог, детский эндокринолог, аллерголог, травматолог, ревматолог, онколог, инфекционист, врачи общей практики, врач функциональной диагностики, акушер-гинеколог, неонатолог, эндоскопист. Вопрос дефицита кадров на постоянном контроле со стороны акимата города. И считаем, что реализация Концепции поможет решить данные вопросы, – резюмировала свое выступление Г.Тансикпаева.

Следующую презентацию Политики в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни населения города Сатпаев на 2021-2023гг. представил Нурлат Конысбай.

Целью Политики является сохранение и укрепление здоровья населения города путем профилактики заболеваний и создания системы формирования ЗОЖ. Для этого необходимо повышение уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья через создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской и образовательной системы, направленной на мотивацию населения к здоровому образу жизни, профилактику травматизма, привлечения к активному отдыху, занятию физкультурой, туризмом и спортом, начиная с детского возраста; совершенствование системы подготовки медицинских и немедицинских кадров по вопросам формирования ЗОЖ, профилактики заболеваний; формирование у населения ответственности за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Для выработки эффективной политики, способствующей мотивации населения к ЗОЖ и созданию благоприятной окружающей среды для сохранения и укрепления здоровья, необходимо развивать сотрудничество со всеми секторами гражданского общества. Для этого предполагается придать первостепенное значение решению данной проблемы в системе здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры; привлечь СМИ для просвещения населения о причинах заболеваний, основных методах их профилактики, основах здорового образа жизни.

Профилактическое направление в городе предполагается развивать через создание Координационного центра профилактической работы на базе городской поликлиники.

Специалистами в области профилактики заболеваний могут быть не только медики и педагоги, но и профессионалы других специальностей: психологи, социальные работники, журналисты.
О политике безопасной среды, включая создание единой концепции по мониторингу и реагированию на опасности для здоровья при ЧС рассказала Каламкас Абдуалиева.

– Угрозы безопасности, оказывающие деструктивное воздействие на различные сферы жизни и деятельности города и ее жителей, находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии друг с другом. Отсюда вытекает вывод, что состояние безопасности города Сатпаев, носит комплексный и системный характер, – отметила К.Абдуалиева.
К числу важнейших направлений решения этой задачи относится предупреждение социальных конфликтов, вызываемых неудовлетворенностью значительной части жителей своим экономическим положением, низким уровнем решения социальных проблем. Для этого в городе принимаются меры по ограничению безработицы, оказанию социальной помощи малообеспеченным, частичной компенсации из бюджета затрат на жилищно-коммунальные услуги, осуществлению доплат неработающим пенсионерам, обеспечению населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества.

В последние годы в Сатпаеве стабилизировалась демографическая обстановка, прекратились спад рождаемости и рост смертности. Повысилось качество медицинского обслуживания населения, больше внимания проявляется к здоровью различных категорий населения, в первую очередь детей, пенсионеров, инвалидов. Создана и действует единая система профилактики правонарушений в городе. Принимаются активные меры по повышению устойчивости систем жизнеобеспечения города за счет создания страховых запасов продовольствия, дотаций из бюджета города предприятиям, имеющим приоритетное значение для жизнедеятельности города, ремонта и профилактики коммунальных сетей. Активизируется деятельность по совершенствованию работы надзорных органов и реализации превентивных мер на действующих потенциально опасных объектах. Более эффективно стала действовать система оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары и происшествия. Наметилась тенденция сокращения количества пожаров в городе, уменьшения числа погибших и пострадавших на них. Сократилось количество совершаемых на территории города преступлений, особенно несовершеннолетними, существенно уменьшилось количество разбойных нападений, краж, случаев мошенничества.

В своем выступлении докладчик раскрыла жизненно важные ценности и интересы города в сфере общественной безопасности, социальной, экологической, экономической, политической, информационной сферах, а также наиболее характерные для города группы угроз: социальные, политические, коммунально-бытовые, природные, техногенные, экологические, информационные, психологические, криминальные, террористические, военные и к чему они могут привести.

Для того, чтобы превратить город Сатпаев в один из самых безопасных городов Казахстана, необходимо добиться достижения ряда приоритетных целей обеспечения комплексной безопасности, важнейшими из которых являются: неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан; политическая и социальная стабильность, устойчивое и эффективное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления в интересах города и ее жителей; высокий уровень правопорядка, значительное снижение количества совершаемых в городе преступлений, устойчивый рост и высокий уровень промышленного производства, выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, высокий уровень и качество жизни всех категорий граждан, решение жилищной проблемы, достаточное количество рабочих мест и низкая степень безработицы, приемлемые заработная плата, пенсии, стипендии и социальные пособия; высокое качество и доступность образования и здравоохранения; благополучная экологическая обстановка и качество среды обитания горожан; высокий уровень развития общественных отношений, главными качествами которых являются межнациональная гармония, уважение к культуре и религиозным ценностям различных групп населения города, патриотизм; благоприятный нравственный и психологический климат в обществе, низкий уровень информационных опасностей и угроз; сохранение и развитие культурных и духовных ценностей различных групп.

– Все четыре Политики взаимосвязаны между собой и выводят город при их реализации на другой уровень. Если, к примеру, развивается ГЧП, то это способствует решению кадрового вопроса. Частные структуры более гибкие в нахождении инструментов для привлечения и мотивации кадров. Политика ЗОЖ и сохранения здоровья тоже очень важный инструмент. Здравоохранение – это очень дорогая индустрия. Вложение инвестиций в наращивание мощностей техники возврат составляет менее чем один тенге в течение от 5 до 15 лет. А вложение в меры по профилактике, популяризации здорового образа жизни возврат составляет максимум от 15 до 30 тенге. А меры эти менее затратны. Поэтому такая политика при реализации снижает нагрузку медорганизаций, потребность в дорогостоящих технологиях, облегчает кадровые вопросы. И последняя Политика безопасности затрагивает все сферы, а не только полиции. И если мы начнем реализовывать данные политики, то в Сатпаеве можно поменять сознание общества. У нас всегда винят государство и врачей. На самом деле надо спросить, что мы сделали, – сказала Азель Рамазанова.

– Большая работа сделана командами при содействии экспертов. Эти политики должны дать определенный прорыв в сфере здравоохранения города. Теперь мы можем приступить к практической реализации всех озвученных направлений. Люди идут туда, где хорошо обслуживают или хорошие кадры. Поэтому мы должны к этому стремиться, – подвел итог Аскар Идрисов.

Нурия Ильясова.

Комментарии закрыты.