Международный опыт предотвращения распространения идей религиозного экстремизма

Радикальные группировки, пытающиеся дестабилизировать культурообразующие и демократические нормы, появились не вчера, за ними тянется длинный и, как правило, кровавый след. Сегодня мы хотим рассмотреть как данную проблему решают на государственном уровне в тех странах, где она проявляет себя последние десятилетия.

Первым стоит рассмотреть достаточно интересный опыт ближневосточных стран, в частности, Королевства Саудовская Аравия. Как известно, Саудовская Аравия последние десятилетие пытается преодолеть печать негативного имиджа, связанного с таким явлением как «Аль-Кайда» и естественно, с ее убитым духовным вдохновителем и организатором Усамой бен Ладеном. Помимо этого явного имиджевого «прокола» есть и еще ряд факторов, влияющих, по мнению экспертов, на внутреннею стабильность, также связанных с активным распространением радикальных идей. В связи с этим была выработана следую­щая стратегия саудовских властей по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, которая включает в себя три базовые составляющие: «люди, деньги, умы».

«Люди» – это выявление, оперативная разработка, установление наиболее вероятных контактов, арест и осуждение террористов. Большое значение уделяется в данном пункте разгрому террористических структур, как явных в виде тренировочных лагерей и ячеек, так и глубоко законспирированных, в частности ведущих вербовку последователей посредством использования интернет-ресурсов.

«Деньги» – это меры по усилению контроля над финансовыми потоками, идущими к террористам и экстремистам по разным каналам. Эта степень работы подразумевает помимо внутренних операций постоянный обмен информацией и проведение совместных операций с представителями международных правоохранительных органов, а также широкий фронт взаимодействия со спецслужбами других государств.

«Борьба за умы» – это блок, включающий в себя информационные мероприятия, в частности, в интернет-пространстве по противодействию террористической и экстремистской идеологии. Большое внимание в Саудовской Аравии уделяется выпуску и распространению книг, листовок, дисков антиэкстремистской направленности непосредственно в медресе и мечетях. Системная работа по переориентации тех богословов, которые склонны проповедовать экстремистскую идеологию, проводится в 20 тыс. из 70 тыс. мечетей страны – через проведение просветительских семинаров и лекций, данные мероприятия проводят богословы, пользующиеся большим духовным авторитетом, как в самом королевстве, так и за его пределами.

Очень важен тот фактор, что информационная стратегия не строится исключительно на религиозном аспекте, а опирается также на культурообразующие факторы и на психологические особенности верующих.

Не безинтересен опыт крупнейшей страны исламского мира Индонезии, в которой была запушена программа названная «дерадикализация» (deradicalization). Понимая, что действующие террористы не будут слушать среднестатистического мусульманина, к выполнению программы «deradicalization» привлекаются бывшие террористы. Они соглашаются участвовать в антитеррористической кампании в обмен на такие поощрения, как смягченные судебные приговоры или помощь для их семей.

Таких людей посылают в индонезийские тюрьмы как агентов влияния: в тюрьмах они убеждают террористов в том, что нападение на гражданских лиц является неприемлемым в исламе, показывают, что террор фактически отторгает их от действительной религии.

На постсоветском пространстве, пожалуй, стоит выделить опыт главы Чеченской Республики генерал-майора МВД Рамзана Кадырова. (Как мы помним, отец будущего Героя России был весьма уважаемым религиозным деятелем, муфтием Чечни и как никто понимал опасность прихода на его землю чужеродного противокультурного явления). В сложившейся обстановке он сделал упор не только на антитеррористические операции, проводимые совместно с федеральными силами, но и на широкую пропагандистскую и образовательную работу. Все это выразилось в создании учебных центров для служителей культа, повышении образовательного ценза и престижа имамов. Большая работа ведется в региональных СМИ и, конечно же, о чем неоднократно заявлял сам Кадыров, в интернет-пространстве. Работу, проводимую в интернете богословами Чеченской Республики можно назвать своеобразной «антивербовкой», и естественно, определить как эффективную контрпропаганду экстремистских идей.

Приведенные в статье методы по профилактике это только часть работы по предотвращению распространения данной угрозы, естественно, практически во всех случаях учитываются следующие факторы – ментальность, психологические и культурные особенности, языковое поле, моральная и ценностная ориентация. Однако, у всех этих методик есть и что-то общее, а именно – осознание проблемы и желание ее решения.

Ресурсный центр по вопросам вероисповедания г. Сатпаев.

Комментарии закрыты.